Опубликовано

Земельное право нормативно-правовые акты

Нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления как источники земельного права

Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
  2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
  3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;
  4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

  1. Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.;
  2. Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.;
  3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;
  4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
  4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Перечень нормативных и нормативных правовых актов в области земельных отношений

Земельный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Российской Федерации от от 10 июля 2018 г. N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. N1 «Об утверждени положения о государственном земельном надзоре» ;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре»

Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки (в части государственного земельного надзора), позволяющих провести самообследование.

4. Земельное законодательство субъектов РФ.

Развитие земельного законодательства субъектов РФ, осуществлялось параллельно с формированием федерального земельного законодательства.

На первом этапе земельной реформы (февраль 1990 — декабрь 1993 г.) собственное регулирование земельных отношений осуществлялось только в республиках в составе РСФСР, причем принимаемые ими норматив­но-правовые акты во многом дублировали по содержанию законы СССР и РСФСР.

Конституция РФ разграничила круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению РФ (ст. 71), совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72) и исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73). По предметам совместного ведения, согласно п.2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятым по предметам совместного ведения, действует федеральный закон.

Однако правомерность принятия субъектом РФ закона, регулирующего земельные отношения в случае отсутствия федерального закона, долгое время не была четко определена.

По этому вопросу в научной литературе в результате анализа положений ст. 76 Конституции РФ было высказано мнение, что “субъекты Федерации вправе не урегулированные вопросы урегулировать самостоятельно”. Если будет принят федеральный закон, который регулирует эти вопросы по иному, субъекты РФ обязаны привести свои законы в соответствие с федеральным законом.[59]

Аналогичная правовая позиция была сформулирована в решениях Конституционного Суда РФ. Как отмечалось в научной литературе, “правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства”.[60]

Как отмечает В.А. Сивицкий, значение правовой позиции Конституционного Суда РФ в том, что акт, противоречащий правовой позиции Конституционного Суда РФ может быть признан неконституционным, «поэтому субъект правотворчества должен внимательно знакомиться с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, не принимать нормативных актов, им противоречащим».[61]

По данному вопросу правовая позиция была сформулирована, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г.,[62] в котором было указано, что отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует представительному органу власти субъекта РФ принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ и вытекает из природы совместной компетенции. Однако принятие такого акта не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Наконец, окончательно этот вопрос был разрешен в п.2 ст. 12 закона РФ от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которому до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.[63]

На содержание земельно-правовых актов субъектов РФ оказывали влияние несколько тенденций. Среди них следует выделить неполноту, противоречивость, нестабильность законодательства, регулирующего земельные отношения, заимствование положений земельного законодательства Российской Федерации, что неоднократно отмечалось в юридической литературе.[64] Например, Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ 10 декабря 1993 г.[65] было через две недели отменено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. “О приведении земельного законодательства Российской Федерации с соответствие с Конституцией Российской Федерации”.

Кроме того, содержание земельно-правовых актов субъектов РФ напрямую зависит от толкования положений п.3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”. Однако в судебной практике и федеральном законодательстве такие дефиниции отсутствуют.

Как отмечалось в научной литературе, термин «пользование» может иметь три значения: а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земли как природного ресурса; б) правомочие собственника; в) вещное право на землю – бессрочное (постоянное) пользование.

К термину «пользование» в первом, наиболее широком значении могут применяться такие понятия, как «условия пользования» и «порядок пользования». В этом случае под «условиями пользования» можно понимать права на землю – собственность, аренда, пользование, а также способы получения земельных участков на указанных титулах. Под «порядком пользования» в научной литературе понимается совокупность прав и обязанностей по эксплуатации земли как природного ресурса всеми субъектами, независимо от видов прав на земельные участки.[66]

Под правом «пользования» как правомочием собственника следует понимать право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку, включая обязанности собственника земельного участка.[67]

Однако, на наш взгляд, главной причиной увеличения количества региональных законов, регулирующих земельные отношения, являлась утрата юридической силы почти половины статей ЗК РСФСР 1991 г.[68] и отсутствие нового Земельного кодекса РФ.

Существующие пробелы в земельном законодательстве субъекты РФ были вынуждены восполнять посредством принятия региональных законов.

Большинство законов субъектов РФ в области земельных отношений направлены на установление порядка использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в то время как правовому режиму, например, земель поселений не уделяется должного внимания.

В течении второго периода земельной реформы общая тенденция развития регионального законодательства состояла в том, что его удельный вес неуклонно повышался при уменьшении количества федеральных нормативно-правовых актов, доля которых составляла в конце 1999 г. не более 10 % от общего количества действующих в России нормативно-правовых актов.

Законодательство субъектов РФ по вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в общем объеме законодательства субъектов РФ занимало на данном этапе, по мнению некоторых исследователей, 6 место (из 10 возможных), уступая по объему законодательству по вопросам хозяйственной деятельности, конституционному, финансовому и иному законодательству, но доминируя над социально-культурным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Динамика развития регионального законодательства о природных ресурсах также характеризуется стабильным приростом с 47 законов в 1991 г. до 948 в 1998 г.[69] В составе законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды одно из главных мест принадлежит земельному законодательству.

В ходе регулирования земельных отношений субъектами РФ определились несколько концептуальных подходов к проведению земельной реформы:

1. Активное проведение земельной реформы, стимулирование оборота земельных участков (особенно в населенных пунктах), приватизации земельных участков и т.д. (Законы “О земле” Саратовской, Самарской, Калининградской областей и др.);

2. Нейтральная позиция по вопросу проведения земельной реформы. В таких регионах принимается незначительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, поэтому названные отношения регулируются преимущественно федеральными правовыми актами. Так, в Волгоградской области на момент написания данной работы (сентябрь 2001 г.) действует два областных закона, регулирующих земельные отношения. Во-первых, к ним относится закон Волгоградской области “Об аренде земельных участков на территории Волгоградской области” от 28 сентября 1998 г., и, во-вторых, Закон “Об использовании невостребованных земельных долей на территории Волгоградской области” от 29 сентября 1999 г. Действие третьего закона – “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области” от 15 февраля 1997 г. на сегодняшний день приостановлено Законом Волгоградской области от 9 апреля 1997 г. “О приостановлении действия закона Волгоградской области “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области”). [70]

Ситуация, когда субъекты РФ не принимают собственных законов по вопросам использования и охраны природных ресурсов, по мнению некоторых авторов является наиболее предпочтительной.[71] Однако в условиях пробельности правового регулирования земельных отношений и отсутствия нового Земельного кодекса, с такой позицией, на наш взгляд, было бы трудно согласиться.

3. Отрицание (или ограничение) частной собственности на землю и (или) оборота земельных участков вопреки ст. 9 и 36 Конституции, закрепляю­щих это право. Такая тенденция в развитии земельного законодательства в течении ряда лет прослеживалась в законодательстве города Москва, республик Коми, Кабардино-Балкарии, Дагестан, Тыва, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарского края, Новосибирской области и ряда других.[72]

Так, распоряжением вице-мэра города Москвы от 2 марта 1992 г. “Об аренде земли как основной формы земельно-правовых отношений в г. Москве” установлено, что с 1 января 1992 г. в городе Москве пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных отношений (п.1),[73] а, следовательно, в частную собственность земельные участки не предоставляются вопреки положениям ст. 36 Конституции РФ.

Одной из особенностей землепользования на территории города Новосибирска является предоставление земельных участков только на условиях аренды под гаражное строительство, строительство овощехранилищ, предпринимательскую деятельность.[74]

Земельным кодексом Республики Коми установлено, что земля в пределах границ республики является собственностью Республики Коми.

В таких субъектах РФ предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам возможно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) и срочного пользования и/или аренды.

В отдельных субъектах РФ, наряду с признанием частной собственности на землю, происходило отрицание федеральной собственности на землю (Республика Башкортостан и другие). Более того, под указанное неконституционное положение предпринимались попытки подвести научную основу. Так, Янбухтин Н.Б. полагает, что «положения ст. 76 Конституции Российской Федерации допускает при определенных случаях верховенство законов субъекта Российской Федерации, что в полной мере может отнесено к области регулирования и земельных отношений».[76]

Другие представители Республик в составе России, полагают необходимым «в целях обеспечения законности в проведении земельной реформы в Республике Татарстан и в целях защиты прав и свобод граждан Республики Татарстан приостановить введение в действие норм ЗК Республики Татарстан о частной собственности на землю и нормы о государственной регистрации первичного рынка земельных участков». Этот запрет должен действовать до завершения землеустроительных работ и некоторых иных мероприятий.[77] Однако с подобными предложениями принципиально нельзя согласиться ввиду грубого нарушения конституционных норм.

В последние годы происходит постепенное искоренение негативных тенденций по запрету гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки в частную собственность в субъектах РФ. Так, согласно п.1 ст. 4 Закона города Москва от 29 сентября 1999 г. № 36 “Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде” земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, свободные от прав третьих лиц, могут быть проданы путем проведения публичных торгов в форме аукциона, порядок организации и проведения которого устанавливается Московской городской администрацией в соответствии с законодательством. Такой эксперимент должен продолжаться не более одного года, а по его итогам Московская городская администрация вносит в Московскую городскую Думу предложение о целесообразности широкомасштабной передачи земельных участков в частную собственность как одного из факторов развития города Москвы. И действительно, на первом аукционе, прошедшем в Москве в начале октября 2000 г., земельный участок площадью 7300 кв. м. в микрорайоне Крюково (далеко не центр Москвы) был продан в собственность за 310 709 долларов США.[78] Отмечаются положительные изменения и в других субъектах РФ.[79]

В тоже время продолжает сохраняться другая неконституционная тенденция развития законодательства субъектов РФ, связанная с отнесением субъектами РФ земельного законодательства к исключительному ведению соответствующих субъектов РФ, а не к совместному ведениию РФ и субъекта РФ, как это предусмотрено Конституцией РФ.[80]

Согласно п.2 ст. 10 Конституции Республики Северная Осетия – Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.), земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия – Алания; в соответствии со ст. 36 Конституции Республики Северная Осетия — Алания, граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия — Алания.

Перечень подобных нарушений Конституции РФ и федерального законодательства можно продолжить,[81] однако и в данной сфере происходит постепенное преодоление неконституционных тенденций.

Так, согласно ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» от 8 августа 1995 г., «нормативные правовые акты Российской Федерации по регулированию земельных отношений применяются на территории Краснодарского края с учетом настоящего закона». Таким образом, устанавливался приоритет регионального закона над федеральным. На эту особенность данного закона неоднократно обращалось внимание в юридической литературе,[82] в связи с чем, очевидно, в редакции закона 1999 г. данная норма сформулирована следующим образом: «Настоящий Закон является основой для других законов и правовых актов Краснодарского края, регулирующих земельные отношения. В случаях противоречия нормативных и распорядительных актов Краснодарского края настоящему Закону действуют положения (нормы) настоящего Закона».

Однако и после внесения изменений в данный закон, отдельные его положения продолжают противоречить Конституции РФ и федеральным законам, на что обращалось внимание Конституционного Суда РФ.[83]

В случае, когда органы государственной власти субъекта РФ активно проводят земельную реформу, в развитии земельного законодательства субъектов РФ можно выделить следующие направления:

Во-первых, законы субъекта РФ дублируют федеральные нормативно-правовые акты или проекты федеральных законов. Например, Закон “О земле” Саратовской области практически дословно совпадает с текстом первого проекта ЗК РФ (например, в ст. 7-49; 60-98). В случае, если ЗК РФ был бы принят в первой редакции, закон Саратовской области “О земле” перестал бы нести какую-либо смысловую нагрузку. Законы других субъектов РФ заимствуют значительное количество правового материала из последующих версий проекта ЗК РФ. В законах отдельных субъектов РФ происходит дублирование содержания статей ЗК РСФСР.[84]

Во-вторых, субъекты РФ издают законы и подзаконные акты, регламентирующие организационно-практическую сторону исполнения федерального закона. Напри­мер, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 декабря 1998 г. № 388 «Об утверждении методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах в Республике Адыгея» устанавливает организационно-технический порядок исполнения положений ст. 11 федерального закона «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.[85]

В-третьих, субъекты РФ принимают законы, регулирующие земельные отношения до принятия соответствующих федеральных законов (и в первую очередь Земельного кодекса). Например, Закон Саратовской области “О прекращении прав на землю на территории Саратовской области” от 5 июня 1997 г. принят в связи с необходимостью урегулировать основания и порядок прекращения прав на земельные участки на территории области.

В-четвертых, федеральными законами предусмотрено установление региональным законодательством отдельных особенностей земельных отношений в регионах.

Так, согласно п.5 ст. 30 закона РФ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нениях граждан”,[86] при разделе садовые, огородные или дач­ные земельные участки не могут быть меньше минимального размера зе­мельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъек­тов РФ. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства – органами местного самоуправления.

Поэтому в законах субъектов РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ данные особенности отражены в зависимости от специфических особенностей землепользования республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Так, в Волгоградской области названные предельные размеры установлены Постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 г. (с дополнениями от 16 мая 1994 г.) “О дополнительных мерах по осу­ществлению земельной реформы в области”. В других субъектах РФ названные размеры установлены законами субъектов РФ. [87]

Таким образом, отсутствие необходимых федеральных законов, регулирующих земельные отношения, привело к росту активности субъектов РФ в регулировании земельных отношений. Этот процесс идет в субъектах РФ по-разному, причем связано это не столько со специфическими особеннос­тями определенного региона, сколько с политической ориентацией, опытом и квалификацией авторов законопроектов. В некоторых субъектах РФ достигнуты серьезные успехи в регулировании земельных отношений: решены вопросы разграничения собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями; четко урегулирован порядок приватизации земельных участков, порядок проведения торгов (аукционов и конкурсов) по предоставлению земель под застройку на территории поселений, основания и порядок установления сервитутов и т.д.

В то же время нельзя не отметить, что объем субъективных прав граждан на землю даже в соседних регионах может сильно различаться, что противоречит Конституции РФ.

Как уже отмечалось, второй этап земельной реформы заканчивается вступлением в силу нового Земельного кодекса РФ. С этого момента объективно произойдут ряд изменений в динамике развития регионального земельного законодательства:

1. Земельное законодательство ряда субъектов РФ в той или иной мере вступит в противоречие с ЗК РФ. Представительные органы власти субъектов РФ будут вынуждены привести свои законы в соответствие с ЗК РФ, при условии, что федеральная власть получит возможность реально воздействовать на нормотворчество региональных политических лидеров (точнее на его конституционность). В этом случае с момента принятия нового ЗК РФ земельное законодательство субъектов РФ потеряет свое прежнее значение и своеобразие и будет играть вспомогательную роль в дальнейшем регулировании земельных отношений.

2. Будут отменены ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в Российской Федерации

Вопрос: Какое законодательство регулирует земельные правоотношения в настоящее время в Российской Федерации?

Ответ: Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, иные формы. Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ.
Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:
— Градостроительный кодекс РФ;
— Земельный кодекс РФ;
— Налоговый кодекс РФ;
— Жилищный кодекс РФ;
— Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,
— Федеральный закон РФ от 10.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
— Федеральный закон РФ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
-Федеральный закон РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
— Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
— Федеральный закон РФ от 21.12.2001 года № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
— Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
— Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса»;
— Федеральный закон РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
— Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 года «Об акционерных обществах»;
— Федеральный закон РФ от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
— Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ «О землеустройстве»;

Вопрос: Какие законы области регулируют земельные отношения в настоящее время?

Ответ: По состоянию на 1 февраля 2007 года в сфере земельных отношений действуют следующие законы области:
от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в области»;
от 12.06.2004 года № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории области»;
от 5.12.2002 года № 142/2002-ОЗ «О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории области»;
от 17.06.2003 года № 63 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области ».

Вопрос: Где при необходимости можно ознакомиться с вновь принятыми федеральными законами, изменениями и дополнениями, вносимыми в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения ?

Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Субъекты РФ на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

♦ изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

♦ разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

♦ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

♦ иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

• Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.;

• Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.;

• Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

♦ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

♦ установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

♦ разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

♦ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

♦ иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

uristinfo.net

9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.
Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).
Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.
Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).
Согласно Конституции РФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.
Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.
По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

Еще по теме:

  • Адвокат муравьев михаил михайлович Адвокат по уголовным делам. Кандидат юридических наук. Опыт работы более 28 лет. для оставивших заявку через сайт Более 400 млн руб. Наши клиенты Наши услуги Защита прав и интересов потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и свидетелей На стадии дознания и предварительного […]
  • Не имел права управления тс Не имел права управления тс Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Как понимать фразу […]
  • Обзор вс рф алименты Обзор вс рф алименты В обзоре практики "Взыскание неустойки, пени, штрафа за просрочку. Размер, расчет, формулы. Судебная практика": Статьи, комментарии: Определение места жительства ребенка. Иски, соглашения. Порядок осуществления родительских прав Взыскание задолженности по алиментам […]
  • Земельный участок объект права собственности на землю Земельный участок объект права собственности на землю § 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ. СУБЪЕКТЫ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В законодательстве земля может рассматриваться как природный объект, природный ресурс этой точки зрения земли и почвы в федеральном законе «Об охране […]
  • Статьи 128 и 1226 коап рф Подлежит ли прекращению производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) в связи с отсутствием состава правонарушения только на том основании, что водитель управлял транспортным средством категории "В", тогда как он […]
  • Вклады в промсвязьбанке под проценты Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Промсвязьбанк Промсвязьбанк был основан в 1995 году, по размеру активов (1 412 102 968 тыс. руб.) занимает 10 место в общем рейтинге банков России. Филиальная сеть банка состоит из 302 отделений в различных регионах страны. По […]
  • Статья 13 закона 81 фз ФЗ 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Государственное пособие — это денежные средства, которые предоставляются государством безвозмездно. Федеральный закон № 81 призван регулировать порядок распоряжения положенными льготами для граждан, которые имеют детей. Общие […]
  • Гражданский кодекс 2018 консультант плюс Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых […]