Опубликовано

Ст263 ук рф с комментариями 2018

Содержание страницы:

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

СТ 263 УК РФ.

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу
выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного
лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом,
если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо
причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого
превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта (как сами транспортные средства общего или необщего пользования, так и производственно-технологический комплекс транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию соответствующих видов транспорта). О понятии транспортной инфраструктуры см. комментарий к ст. 263.1 УК. Не являются предметом преступления внутрицеховой и внутришахтовый транспорт и инфраструктура (вагонетки, рельсы), технологически обеспечивающие производственные процессы. Также не относятся к предметам преступления боевые воздушные суда, военные корабли и военно-вспомогательные суда, являющиеся предметом ряда воинских преступлений.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных правовыми актами порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения может выражаться в несоблюдении маршрута и высоты полета, в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима и т.д. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, — это противозаконное (ст. 413 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте») невыполнение лицом должностных обязанностей, вытекающих из трудового договора (должностных инструкций), непосредственно не связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье — это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между деяниями и наступившими общественно опасными последствиями, которая часто носит сложный комплексный характер. При отсутствии указанных последствий деяния могут квалифицироваться по ряду норм гл. 11 КоАП РФ.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей совершается лицом осознанно, но преступление будет неосторожным в силу психического отношения к последствиям.

5. Субъект специальный: лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист, летчик, капитан судна, рулевой катера и др.), а также лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (например, диспетчер, механик, технолог, руководитель полетов и др.).

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность комментируемого преступления заключается в том, что оно посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта — состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий. Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его. Однако она должна обеспечивать безаварийную работу транспорта. Если же происходит нарушение эксплуатации транспорта, не связанное с его движением, то оно не образует состава настоящего преступления, поскольку посягает на иной объект уголовно-правовой охраны. Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье, отношения собственности.

2. Объективная сторона заключается:

а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения содержания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта, например в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в Воздушном кодексе РФ 1997 г., Водном кодексе 2006 г.; или

б) в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (см., например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

3. Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта — железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации технологического железнодорожного транспорта организаций не образуют состава настоящего преступления.

4. Воздушный транспорт — совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.).

5. Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. Морской и внутренний водный транспорт включает в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом.

6. Метрополитен — один из видов городского пассажирского транспорта, состоящий из инфраструктуры (станции, тоннели, электроподстанции, депо, вентиляционные шахты) и непосредственно подвижного состава.

7. Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или причинения крупного ущерба (см. примечание к статье).

8. Необходимо установить причинно-следственную связь между отказом от исполнения трудовых обязанностей или нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена и наступившими последствиями. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба.

9. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

10. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, метрополитеном, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

11. В ч. 2 анализируемой статьи установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

12. В ч. 3 ст. 263 УК особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух и более лиц.

13. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного или водного транспорта квалифицируется соответственно по ст. 351 либо по ст. 352 УК.

Статья 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Текущая редакция ст. 263 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по обеспечению транспортной безопасности в части охраны безопасности движения и эксплуатации (функционирования) железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде нарушения правил движения или эксплуатации соответствующего транспорта (действие или бездействие) либо отказа лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать данные правила, от исполнения обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (бездействие), общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека и/или ущерба на сумму свыше 1 млн рублей, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать рассматриваемые правила. Это лица, обеспечивающие безопасное функционирование транспорта (диспетчер, лоцман и др.) либо управляющие им или эксплуатирующие его (пилот, машинист, капитан и др.) при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Следует обратить внимание, что военные воздушные и водные суда не образуют предмет преступления комментируемой статьи, и нарушение правил их движения или эксплуатации квалифицируется по специальным нормам о воинских преступлениях (ст. 351, 352 УК). Не относится к составу данного преступления транспорт, выполняющий исключительно технологические функции в рамках какого-либо производственного процесса (внутришахтные или внутрицеховые вагонетки, подъездные пути, не связанные с общей сетью железных дорог и предназначенные исключительно для обслуживания данного предприятия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим — смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О транспортной безопасности» (ст. 1 и др.);
2) ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 2 и др.);
3) ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2, 6, 26 и др.);
4) КВВТ РФ (ст. 3; глава 6 и др.);
5) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
6) ВК РФ (ст. 32, 52, 83 и др.);
7) ТК РФ (ст. 413);
8) КоАП РФ (ст. 20.26);
9) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»;
— ГОСТ Р 52220-2004 «Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 04.02.2004 N 52-ст);
________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

— ГОСТ 30487-97 «Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 17.09.97 N 309) и др.

________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

3. Судебная практика. Приговором Химкинского городского суда Московской области от 24.08.2012 гр.М. осужден по ч.1 ст. 263 УК РФ за то, что, являясь помощником машиниста электропоезда и находясь на работе, допустил нарушения должностной инструкции и установленных обязанностей по контролю за высадкой и посадкой в вагоны электропоезда пассажиров, в результате чего при автоматическом закрывании дверей вагона, правая нога гр.Т. оказалась зажатой дверьми, а после начала движения электропоезда, гр.Т. была протащена по платформе и получила тяжкий вред здоровью.

________________
URL:http://oblsud.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc& number=2084677&delo_id=4&text_number=1.

Консультации и комментарии юристов по ст 263 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 263 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ст263 ук рф с комментариями 2018

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене

СТ 11.1 КоАП РФ

1. Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

4. Нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц — от ста до трехсот рублей.

5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

6. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Основные задачи и функции железнодорожного транспорта определены Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

— железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

— тоннели, эстакады, мосты;

— морские терминалы, акватории морских портов;

— порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

— расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения;

— аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

— участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» утверждены Правила, определяющие порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 утверждены Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:

— подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;

— составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

2. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений. Объектами всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

3. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, составляют совершенные умышленно или по неосторожности повреждения железнодорожного пути или оставления на них различных предметов, что может привести к нарушению движения.

4. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов, с платформ и т.п. На железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, т.е. превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда (см. Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28).

5. Объективной стороной состава административного правонарушения по ч. 3 анализируемой статьи являются действия, приведшие к повреждению путевых объектов, в том числе защитных лесонасаждений.

Согласно статье 102 ЛК РФ защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, относятся к защитным лесам, в отношении которых установлен особый режим их использования и охраны.

6. Объективная сторона административных правонарушений по ч. ч. 4 и 5 анализируемой статьи состоит в нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Запрещен проход граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах (см. разд. 25 Правил дорожного движения, а также Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.02.2007 N 18).

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи составляют противоправные действия, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 — 5 ст. 11.1 КоАП РФ, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Причем законодатель специально указал, что ответственности будут подвергаться лица, совершающие такие деяния на железнодорожных путях как общего, так и необщего пользования (последние ранее именовались путями промышленного железнодорожного транспорта), а также любых железнодорожных переездах независимо от вида путей.

Признаками объективной стороны состава преступления по ч. 1 ст. 263 УК РФ являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупною ущерба (в примечании к указанной статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.).

Существенно отличаются субъекты состава административного правонарушения (физические лица) и уголовного преступления (должностные лица), обязанные соблюдать соответствующие правила.

9. Уголовная ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования на железнодорожном транспорте, а равно блокирование железнодорожных путей, применяется только в случаях, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть человека либо двух или более лиц (ст. 267 УК РФ).

10. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.1 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), а по ч. ч. 1, 3, 4, 5 статьи 11.1 КоАП РФ — также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

11. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а по ч. 2 комментируемой статьи — также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Новая редакция Ст. 263 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Статье 263 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Дополнительные объекты — здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

1.1. Железнодорожный транспорт — это рельсовый вид транспорта общего пользования, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также метрополитен, подъездные пути производственных предприятий, узкоколейные рельсовые пути специального назначения. Отсутствие связи с общей системой железных дорог РФ не позволяет отнести к железнодорожному транспорту рельсовый транспорт, необходимый для обеспечения внутренних технологических процессов на производственных предприятиях (узкоколейки в шахтах, на заводах, рельсовые краны и т.п.).

1.2. Воздушный транспорт составляют средства воздухоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. К ним относятся не только воздушные суда (летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды), но и планеры, дельтапланы, воздушные шары, механизм воздухоплавания которых основан на воздушных потоках. В коммент. статье идет речь только о гражданских средствах воздухоплавания. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов при условии причинения деянием по неосторожности смерти человека либо иных тяжких последствий влечет УО по ст. 351.

1.3. Морской или речной транспорт — это морские, речные и озерные суда различной (государственной, муниципальной, личной и иной) принадлежности, в том числе и маломерные. В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам РФ к маломерным судам относят: самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистрационных тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, а также несамоходные суда (гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки — 150 и более килограммов и надувные суда — 225 и более килограммов). В коммент. статье имеются в виду только самоходные суда, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные суда (баржи, плашкоуты, гребные лодки и катамараны) сюда не относятся, как не относятся и военные корабли (см. коммент. к ст. 352).

2. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия и характеризуется: а) нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта; б) наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишения жизни (ч. 2, 3) человека; в) причинной связью между нарушениями правил и указанными последствиями.

3. Диспозиция статьи является бланкетной, т.е. отсылает к иным (как правило, ведомственным) нормативным актам. Среди всей совокупности такого нормативно-правового материала выделяют четыре их разновидности: а) регламентирующие безопасность движения названных видов транспорта; б) регламентирующие безопасность их эксплуатации; в) регламентирующие безопасность движения и эксплуатации; г) регламентирующие допуск соответствующих лиц к работе.

4. Нарушение правил безопасности движения в большей степени характеризует деяние лица, управляющего железнодорожным, воздушным, морским или речным транспортным средством (превышение скорости, выход за пределы воздушного коридора, фарватера и т.п.).

5. Нарушения безопасности эксплуатации транспорта — более емкое понятие. Они могут быть связаны с движением железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (нарушение правил эксплуатации оборудования со стороны лиц, обеспечивающих движение транспорта, — помощников машиниста, штурманов, лоцманов, радистов — во время движения), а могут характеризовать выполнение работ по его подготовке к движению (размещение грузов, обслуживание узлов и агрегатов, заправку и т.п.).

6. Нарушение правил эксплуатации транспорта, если оно не связано с безопасностью его движения или эксплуатации (безаварийной работой), не образует коммент. состав преступления, а может быть квалифицировано как преступление против собственности (например, ст. 166 — 168).

7. Последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью определяются в ч. 1 ст. 111. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не охватывается коммент. статьей.

8. Между виновным нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступлением последствий необходимо установить причинную связь. Наступление указанных в законе последствий в большинстве случаев является следствием не одного, а нескольких нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В этой связи необходимо выяснять, какой именно факт нарушения (нарушений) явился основной причиной причинения тяжкого вреда здоровью или лишения жизни человека. Если нарушений несколько и они допущены различными лицами, нужно решать вопрос об УО относительно каждого из них индивидуально.

9. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Характер объективной стороны коммент. составов преступления позволяет вести речь о субъектах двоякого рода: а) лицах, обязанных обеспечивать безопасность самого движения транспорта, и б) лицах, обязанных обеспечивать безопасность его эксплуатации, в том числе во время движения. К первым следует относить машиниста, его помощника, пилота летательного аппарата, штурмана, радиста, капитана корабля, лоцмана, механика и т.п., ко вторым — диспетчеров службы движения, руководителя полетов, капитана порта и т.п.

Субъектом посягательства может быть лицо, на которое в данный момент возложены функции по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта (зачисленные в штат системы железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Неисполнение функционально-служебных обязанностей в нерабочее время не влечет УО (например, несообщение о поломке железнодорожного пути лицом, работающим обходчиком, во время его отпуска).

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

11. Квалифицированный состав преступления образуют последствия в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

12. В ч. 1 коммент. статьи описано преступление, относящееся к категории небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают указанные в статье виды транспорта — как сами транспортные средства, так и транспортная инфраструктура. При этом не являются предметом преступления внутришахтные и внутрицеховые вагонетки, выполняющие сугубо технологические функции; маломерные суда (катера, моторные лодки и проч.), регистрируемые государственными инспекциями по маломерным судам. Все предметы должны иметь гражданское назначение, поскольку ненадлежащее использование и управление военными объектами (например, фронтовым истребителем) преследуются по специальным нормам о воинских преступлениях.

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) деяние, представляющее собой нарушение правил движения или эксплуатации указанных видов транспорта либо отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»); б) общественно опасные последствия в виде крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью по (ч. 2 — смерти одного, а по ч. 3 — двух и более лиц); в) причинная связь между нарушением и указанными тяжкими последствиями.

3. Конкретное проявление нарушения правил движения или эксплуатации зависит от специфики нарушенных виновным предписаний тех правовых актов, в которых соответствующие правила содержатся. Нарушение правил может выражаться, например, в самовольном занятии перегона, нарушении скоростного режима, несоблюдении техники пилотирования, позднем принятии мер к уклонению от столкновения, неправильной подготовке самолета к полету.

4. Если нарушение правил не повлекло указанных в законе последствий, оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл. 11 КоАП РФ.

5. Причинная связь во всех транспортных преступлениях носит сложный характер, и наступление последствий обычно бывает обусловлено виновными и невиновными действиями разных лиц (например, нескольких судоводителей).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Осознанное нарушение самих правил движения или эксплуатации не превращает рассматриваемое преступление в деяние с двумя формами вины.

7. Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать соответствующие правила; эти же субъекты подлежат уголовной ответственности в случае отказа от исполнения трудовых обязанностей, запрещенного законом. Такими лицами являются работники транспорта (пилот, штурман, помощник капитана, машинист, диспетчер и проч.). Частные владельцы различных судов, допустившие нарушение соответствующих правил, отвечают за неосторожные преступления против личности.

8. Специальной нормой по отношению к данной статье выступает ст. 271.1 УК РФ.

Еще по теме:

  • Права на машину в харькове цена Водительские права в Харькове Сколько стоит сделать права? В процессе обучения в автошколах большая часть опасается сдачи экзаменов, поскольку права на ошибку практически нет. Одни начинают панически зазубривать материал, который излагается во время занятий, особенно если они проходят […]
  • Воинская часть в улан удэ Улан-Удэ и Республика Бурятия.Полный список воинских частей Улан-Удэ располагается в сибирских районах страны, в ста километрах западнее самого глубокого водоема в мире — Байкала. Через населенный пункт протекает река Селенга. Это хозяйственный центр Республики Бурятия, с населением […]
  • Неосновательное обогащение расчет Неосновательное обогащение расчет Новая редакция (с 01.08.2016) Статья 317.1. Проценты по денежному обязательству (введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) 1. В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму […]
  • Статьи 2801 ук рф Статьи 2801 ук рф Уголовно-правовые аспекты противодействия терроризму и экстремизму в сети Интернет Рост экстремистских настроений (и их крайних проявлений – террористических) фиксируется по всему миру. Законодательства различных стран пытаются противостоять натиску экстремистов путем […]
  • Как поднять продажи в отделе продаж Повышение эффективности отдела продаж — А это что? — спрашивал я, смотря на большое количество подсвеченных ссылок на странице. — А, это мы заказывали разработку скриптов продаж, — Артур с гордостью переходит по ссылкам, показывая, что все они работают. — И как результат? — интересуюсь […]
  • Египет брачный договор Египет: чем отличается орфи-брак от настоящего Под жарким солнцем бурлит кровь и кипят страсти. Египетские курортные романы крайне редко заканчиваются с отъездом девушки. За тысячи километров из страны пирамид летят страстные СМС, признания в любви, и все зовут замуж. Девушки приезжают […]
  • Работа санкт-петербург юрист уголовное право Кафедра уголовного права и процесса Кафедра была создана в 2014 году в результате реорганизации кафедры теории права и правоохранительной деятельности. В состав кафедры входят известные высокопрофессиональные ученые юристы-практики: генерал – лейтенант милиции, судья Уставного Суда Санкт […]
  • Заявление по ст256 тк рф Заявление о работе на дому во время отпуска по уходу за ребенком (образец) О работе на дому нужно договориться Находясь в отпуске по уходу за ребенком можно работать на условиях неполного рабочего дня (недели) или на дому. Это поможет не лишиться государственного пособия (компенсации в […]