Опубликовано

Ст153 коап рф комментарии

Статья 2 ЖК РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Новая редакция Ст. 2 ЖК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 2 ЖК РФ

В статье 2 Кодекса закреплены основные юридические обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления права на жилище. Указанные обязанности возлагаются как на представительные, так и на исполнительные органы государственной власти, действующие на федеральном и региональном уровнях, а также на муниципальные органы.

Перечень обязанностей в п. п. 1 — 7 комментируемой статьи сформулирован как исчерпывающий. Однако фактически он таковым не является, поскольку иные обязанности государственных и муниципальных органов в сфере обеспечения условий для осуществления права на жилище входят в состав компетенции этих органов, установленной ст. ст. 12 — 14 Кодекса (см. указанные статьи и комментарии к ним). Кроме того, компетенция федеральных органов государственной власти определяется также иными федеральными законами, а компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации — законами соответствующих субъектов Федерации.

Другой комментарий к Ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья раскрывает содержание одного из основополагающих принципов жилищного законодательства — обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище.

Потребности граждан в жилье удовлетворяются путем заключения договоров социального найма или договоров найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также путем приобретения квартир и домов на рынке жилья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для удовлетворения этих потребностей граждан. Для этого они в первую очередь содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, предоставляют субсидии, выделяют жилье (по договорам социального найма и др.), стимулируют жилищное строительство.

2. Для создания и развития рынка жилья был принят ряд законодательных актов (об ипотеке, приватизации и проч.), сняты ограничения и запреты на приобретение жилья в собственность, на распоряжение таким жильем. Кроме того, государство и муниципальные образования участвуют на рынке жилья своей собственностью, используют жилые помещения в коммерческих целях, разрабатывают и реализуют другие меры, содействующие свободному обороту жилья.

3. Обязанность государственных и муниципальных органов использовать бюджетные средства (иные не запрещенные законом источники), в том числе для предоставления субсидий, закреплена в п. 2 ст. 2, а обязанность стимулировать жилищное строительство — в п. 4. Однако именно субсидии (например, по программам улучшения жилищных условий молодым семьям) стимулируют жилищное строительство. Сюда же следует отнести предоставляемую гражданам возможность получить земельный участок под строительство жилья.

Кроме того, Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1180 было утверждено Положение о жилищных кредитах . Способом обеспечения такого кредита является залог недвижимого имущества (ипотечное кредитование).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 692.

Контроль за соблюдением установленных законодательством требований жилищного строительства предусматривается, в частности, нормами Градостроительного кодекса РФ.

4. Обеспечение граждан жильем по договору социального найма регулируют нормы разд. III, а по договору найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов — нормы разд. IV ЖК РФ.

По договору социального найма жильем обеспечиваются малоимущие граждане и иные категории граждан, определяемые федеральным законом или законом субъекта РФ (ст. 49 ЖК РФ).

Раздел IV ЖК (ст. 99 — 108) посвящен обеспечению граждан жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Отдельным категориям граждан, нуждающимся в специальной социальной защите, жилье предоставляется по договорам безвозмездного пользования (ст. 109 ЖК РФ).

5. Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.

Что касается защиты прав граждан, то в первую очередь следует указать: ст. 32 ЖК РФ, предусматривающую обеспечение прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; ст. 134 Жилищного кодекса РФ — обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в случае сноса дома; ст. 85 — 88 ЖК — порядок предоставления жилья в случаях сноса дома, признания жилого помещения непригодным для проживания, перевода в нежилое; в связи с капитальным ремонтом дома.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям должны осуществлять специальные органы. Так, органы государственной жилищной инспекции были образованы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566.

Жилищный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение жилищного законодательства гражданами и юридическими лицами. При этом под нарушением жилищного законодательства понимается в первую очередь неисполнение обязанностей, предусмотренных ЖК или иными нормативными правовыми актами.

6. Действующее законодательство возлагает на граждан — пользователей жилыми помещениями обязанности: бережно относиться к занимаемому жилому помещению; использовать жилье в соответствии с его назначением, т.е. для удовлетворения своих жилищных потребностей.

Важнейшая обязанность собственника жилищного фонда — обеспечить его сохранность, увеличить срок его службы, грамотно организовать его содержание и ремонт. Обратимся к ст. 65 ЖК РФ, которая обязывает наймодателя (собственника жилищного фонда) по договору социального найма:

передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;

принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества многоквартирного дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

производить капитальный ремонт жилого помещения;

обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг.

Наймодатель, не выполняющий своих обязанностей, несет установленную законом ответственность. Например, если он несвоевременно произвел капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения (и проч. — см. ст. 66 ЖК РФ), наниматель вправе по своему выбору потребовать:

а) уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме;

б) возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества;

в) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем (ст. 66 Жилищного кодекса РФ).

В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ;

обеспечивать сохранность жилого помещения;

поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

производить текущий ремонт жилого помещения;

своевременно вносить плату за пользование жилым помещением и за жилищно-коммунальные услуги;

информировать наймодателя об изменении условий, дающих нанимателю право пользоваться жильем.

Неисполнение этих обязанностей влечет предусмотренную законом ответственность. Например, за разрушение или порчу жилого помещения ЖК предусматривает расторжение договора социального найма и выселение виновных без предоставления другого жилого помещения (ст. 83 и 91 ЖК РФ). Статья 687 ГК РФ содержит аналогичную норму в отношении найма жилого помещения («коммерческого найма»).

Статьей 7.21 КоАП РФ («Нарушение правил пользования жилыми помещениями») установлено, что порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольная перепланировка жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно ст. 7.22 КоАП РФ («Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений») нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов, жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов, жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом, жилым помещением, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных и на юридических лиц. Статьей 7.23 КоАП РФ («Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами») предусматривается ответственность должностных и юридических лиц за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства может наступить в случаях, когда действие (бездействие) носит характер преступления. В частности, ст. 168 УК РФ предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества; ст. 139 УК РФ — за нарушение неприкосновенности жилища.

7. Обязанность бережно относиться к жилью, использовать его по назначению, оплачивать жилое помещение возложена и на собственников. Согласно требованиям ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения обязан использовать его для проживания, т.е. в соответствии с назначением. Обязанность собственника жилого помещения оплачивать жилье и коммунальные услуги предусматривается ст. 153 ЖК РФ.

Статья 293 ГК РФ предусматривает ответственность в случае бесхозяйственного обращения с жильем, допуская его разрушение. Эта ответственность заключается в возможности принятия судом решения о продаже жилья с публичных торгов.

8. О других обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления см., например, комментарии к ст. 12 — 14, 50, 51, 57.

Статья 153. Приемные родители

СТ 153 СК РФ

1. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 настоящего Кодекса.

2. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

Комментарий к Ст. 153 Семейного кодекса РФ

1. К приемным родителям предъявляются аналогичные требования, что и к опекунам и попечителям. Перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства установлены в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

К заявлению должны быть приложены:

— справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах;

— документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

— копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

— медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

2. Орган опеки и попечительства производит обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, при таком обследовании орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя, и составляет акт обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем.

3. Орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности гражданина быть опекуном, которое действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Не могут быть приемными родителями лица:

а) не достигшие совершеннолетия;

б) недееспособные или ограниченно дееспособные;

в) лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

г) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть приемным родителем:

— туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения;

— инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией;

— злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения;

— психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения;

— наркомания, токсикомания, алкоголизм;

— заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Приказ Минздрава России от 10.09.1996 N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью».

Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013).

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (в ред. от 02.07.2013).

5. Права и обязанности приемных родителей устанавливаются в договоре о приемной семье, а также действующим законодательством.

Права и обязанности приемных родителей:

а) являются законными представителями (опекунами и попечителями) ребенка, осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка;

б) обязаны соблюдать права ребенка, в том числе указанные в ст. 148 Семейного кодекса;

в) вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка;

г) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка;

д) имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка;

е) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 65 Семейного кодекса, а именно:

— права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

— при осуществлении своих прав приемные родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;

ж) имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования;

з) обязаны обеспечивать хранение имущества приемного ребенка либо распоряжаться этим имуществом в интересах приемного ребенка; приемные родители представляют в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов);

и) имеют право на вознаграждение по договору, на получение денежных средств на содержание приемного ребенка, меры социальной поддержки приемным семьям.

Воспитатели получают личные права родителей (по воспитанию, принятию дисциплинарных мер, по избранию рода жизни), но никаких имущественных прав, в том числе наследственных. Равно не приобретают наследственных прав и воспитанники после воспитателей. Права воспитателей прекращаются, если они до окончания воспитания откажут в своей помощи (L. R. II, II, 753 — 773; Dernburg. III. С. 183 — 185).

Ответственность приемных родителей.

а) гражданско-правовая ответственность:

— приемные родители как опекуны (попечители) несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных;

— орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей, в том числе по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и др.), составляют об этом акт и предъявляют требование к приемным родителям о возмещении убытков, причиненных приемному ребенку, а также вправе расторгнуть договор о приемной семье;

б) административная ответственность:

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП).

Орган опеки и попечительства вправе отстранить приемных родителей от исполнения возложенных на них обязанностей в случае:

— ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

— нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

— выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Отстранение приемных родителей от исполнения обязанностей, как правило, влечет расторжение договора о приемной семье.

Ст. 153 ТК РФ. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Комментарий к ст. 153 ТК РФ

Ст. 153 ТК РФ регулирует вопросы оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

Предусмотрено, что не менее чем в двойном размере оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день. Норма направлена на защиту прав работников, которым приходится работать в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работнику принадлежит право выбора, получать ли оплату в двойном размере или же получить другой день отдыха. В случае выбора в пользу другого дня отдыха работа в выходной и праздничный день оплачивется в одинарном размере.

Обратите внимание, что ст. 153 ТК РФ предусматривает оплату не менее чем в двойном размере, значит может быть и больше. Конкретные размеры оплаты устанавливает работодатель, либо предусматриваются в трудовом или коллективном договоре.

Ст153 коап рф комментарии

Статья 153. Подмена ребенка
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 20] [Статья 153]

Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

3 комментария к записи “Статья 153 УК РФ. Подмена ребенка”

Статья 153. Подмена ребенка

Комментарий к статье 153

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются интересы семьи, родителей и детей, отношения по сохранению ребенком родственных связей со своей семьей. Согласно ст. 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. , государства-участники обязаны обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
———————————
Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Объективная сторона преступления заключается в замене одного ребенка другим. Как правило, такое преступление совершается в отношении новорожденных детей, когда у ребенка не имеется индивидуально-определенных признаков. Указанные действия, как правило, совершаются в родильном доме или ином медицинском учреждении, сразу же после родов или в первые дни после родов. Обязательным признаком является не только изъятие ребенка у родителей, но и замена его на другого ребенка. В случае если лицо только изымает ребенка, то содеянное образует похищение человека. Преступление окончено с момента подмены ребенка.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает подмену ребенка, и желает совершить данные действия. Обязательным признаком преступления является мотив преступления: корыстные или иные низменные побуждения. Под корыстными побуждениями понимается стремление лица получить материальную выгоду от лиц, заинтересованных в подмене (денежное или иное материальное вознаграждение), либо стремление избавиться от каких-либо материальных затрат (например, необходимых для содержания ребенка, родившегося с физическими недостатками). В качестве иных низменных побуждений могут выступать хулиганские мотивы, зависть, месть, ненависть и другие чувства, несовместимые с принятыми в обществе моралью и нравственностью.
В случае если подмена ребенка сопровождается последующим требованием имущественного характера в качестве условия для его возврата, то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 163, 153 УК.
4. Субъект преступления — общий. Данные действия могут быть совершены как родителем одного из ребенка, так и медицинским персоналом в родильных домах и детских медицинских учреждениях, а также иными лицами. В случае если такие действия совершаются должностным лицом, например, заведующим родильным домом, то данные действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 286 УК. В случае, когда подмена ребенка, например в родильном доме, совершается по неосторожности, то ответственность по ст. 153 УК исключается.

Статья 153. Подмена ребенка

Комментарий к статье 153

1. Общественная опасность преступления заключается в лишении родителей права воспитывать своего ребенка.
2. Объектом являются семейные отношения в области получения несовершеннолетним воспитания, общения со своими родителями, а также интересы родителей в воспитании своего ребенка.
3. Объективная сторона состоит в действии — подмене ребенка. По смыслу данной статьи ребенком признается новорожденный, индивидуальные признаки и особенности которого по тем или иным причинам еще в полной мере не осознаются его родителями или законными представителями. Подмена ребенка — это замена одного новорожденного ребенка другим в родильном доме, доме ребенка либо в ситуации, когда мать младенца либо его родственники или законные представители не имеют возможности идентифицировать своего ребенка и обнаружить подмену (например, до первого кормления его матерью, при передаче его отцу или другим законным представителям в случае смерти матери и т.п.).
4. Состав преступления образует не только замена чужих детей, но и своего ребенка — чужим. Согласие родителей ребенка, данное лицу, осуществляющему подмену, не исключает в его действиях состава данного преступления, так как при этом игнорируется воля родителей либо законных представителей другого ребенка. Обмен собственными новорожденными детьми по обоюдному согласию родителей ст. 153 УК не охватывается.
5. Состав по конструкции — формальный, т.е. преступление считается оконченным в момент совершения действий, после которых идентифицировать ребенка его родителями или законными представителями невозможно (например, после внесения записи в книгу учета рождений родильного дома и т.п.).
6. Субъективная сторона — прямой умысел, т.е. лицо осознает, что заменяет одного новорожденного ребенка другим без согласия его родителей или законных представителей, и желает эти действия совершить. Обязательными признаками также признаны корыстные или иные низменные побуждения.
Под корыстными побуждениями понимается стремление виновного лица извлечь материальную выгоду за счет подмены ребенка (материальное вознаграждение от заинтересованных лиц, намерение возмездно распорядиться ребенком или каким-либо его органом и т.п.).
Низменные побуждения — это такие, которые грубо попирают нормы морали, нравственности, принятые в обществе, и свидетельствуют об особой изощренности виновного (месть, зависть, ревность, национальные, расовые мотивы, стремление использовать ребенка по своему усмотрению и т.п.).
7. Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое фактически совершило подмену ребенка (медицинский работник родильного дома или дома ребенка, мать новорожденного и т.п.).

Статья 153. Подмена ребенка

Комментарий к статье 153

1. В статье потерпевшим назван ребенок. В российском уголовном законодательстве это понятие не определено. Согласно международным документам ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) ).
———————————
См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.

За основу определения уголовной ответственности по комментируемой статье берется не возраст ребенка, а факт отсутствия возможности как со стороны родителей, так и со стороны детей идентифицировать друг друга, в связи с чем создается опасность необнаружения подмены. Если же такая опасность отсутствует и подмена является очевидной хотя бы для одной стороны, действия виновного необходимо рассматривать в соответствии со ст. 126 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в подмене, которая означает противоправное изъятие ребенка и замену его другим. В случае, когда происходит изъятие ребенка без его замены, уголовная ответственность наступает не за подмену ребенка, а за похищение человека (п. «д» ч. 2 ст. 126 УК).
Место совершения преступления значения не имеет; это может быть родильный дом, жилой дом, улица и т.д.
3. Преступление считается оконченным с момента фактической подмены ребенка.
4. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла. Обязательным признаком является мотив — корыстные или иные низменные побуждения. Корыстные побуждения предполагают стремление виновного лица извлечь какую-либо материальную выгоду либо избавиться от материальных затрат. Иными низменными побуждениями следует считать побуждения, которые противоречат требованиям общественной морали и нравственности (месть; зависть; замена здорового ребенка больным, девочки — мальчиком и наоборот, и т.д.).
5. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 153 ТК РФ. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (действующая редакция)

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

общественная организация района Филевский Парк

Мы категорически против сноса наших домов, изъятия земельных участков, против уничтожения нашей собственности и против принудительного выселения.

Мы категорически против перенаселения и уплотнения Москвы, многократного возрастания нагрузки на инфраструктуру, поскольку это приведет весь город к экологической, транспортной, техногенной, экономической, социальной катастрофе.

Мы категорически против включения наших домов, нашего имущества в так называемую «программу реновации», для введения и реализации которой был разработан законопроект № 120505-7. Программа «реновации» означает массовое нарушение наших важнейших конституционных прав. Проект № 120505-7 нельзя улучшить, его можно только отклонить. Мы возмущены этим проектом и призываем не провоцировать рост социальной напряженности в столице.

Зарегистрироваться в общественной организации Филевского Парка «СОСЕДИ»

ст. 153 ЖК РФ

Доказывание несостоятельности ссылки на ст. 153 ЖК РФ

Это не совсем пошаговая инструкция — но эта статья — одна из базовых. Читайте внимательно — эти комментарии к статье написаны кровью.

В качестве правового обоснования в исковом заявлении указано на обязанность потребителя нести обязанность по оплате жилищных и коммунальных услуг на основании ст. 153 ЖК РФ. По логике истца эта обязанность ответчиком не исполняется, потому что в кассу предприятия от ответчика не поступает плата в желательном для истца размере. С такой логикой невозможно согласиться по следующим основаниям (А-И)

А. В части наличия обязанностей

Однако наличие обязанности не означает обязанность ее исполнения в порядке, установленном одной стороной. Жилищные обязанности, в том числе по оплате за потребленные услуги, устанавливается на федеральном уровне (п.16 ст.12 ЖК РФ). Этот порядок содержит требование исполнять обязанности по оплате предоставленных услуг исключительно в соответствии с договорами (п.1 ст. 10; ч.3 ст. 154; ч.8 и ч.10 ст. 155; ст. 162 ЖК РФ).

Б. Неисполнение обязанностей с двух сторон

Поскольку управляющая организация отказалась исполнять обязанности, возложенные на нее законом о заключении договора управления, мы имеем неисполнение обязанностей с двух сторон.

Должник не может исполнить свое обязательство без заключения договора, поскольку согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ на нем лежит конституционная обязанность соблюдать законодательство России, и в частности, проявлять осмотрительность и осторожность при внесении своих денежных средств, требовать от контрагента обязательного исполнения условий сделки, в частности, заключения договора.

В. Неисполнение обязанностей должника законом допускается

В соответствии с ч. 3 ст. 405 и ч.1 ст. 406 ГК РФ должник не считается просрочившим исполнение обязательства, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, в том числе вследствие не совершения кредитором предусмотренных законом действий, до исполнения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Следовательно, закон допускает возможность неисполнения возникшей обязанности.

Г. Неисполнение обязанностей кредитора законом признается как злоупотребление правом

Законодательство ориентирует участников рынка ЖКХ на взаимных исполнение обязательств:

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности ( ч.1 ст. 307 ГК РФ).

Отказ от заключения договора управления исключает право требования от должника исполнения его обязанности, что подтверждается судебной практикой — Президиум ВАС РФ признал отказ хозяйствующего субъекта от заключения договора с потребителем злоупотреблением доминирующим положением на рынке (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»).

Не допускается использование гражданских прав в целях … злоупотребление доминирующим положением на рынке (ч.1 ст. 10 ГК РФ).

Д. Для защиты от злоупотребления правом кредитора закон предусматривает право на приостановление исполнения обязанностей

Стремление истца к взиманию платы без надлежащего оформления договорных обязательств самым непосредственным образом указывает на заведомую недобросовестность контрагента по оплате услуг, а потому воздержание от оплаты услуг до устранения нарушения является абсолютно законной мерой понуждения к закону в рамках самозащиты права, предусмотренного ст. 14 ГК РФ. С нашей стороны никогда не было заявлений об отказе от исполнения обязанностей по оплате жилищных и коммунальных услуг, напротив, мы считаем приостановление оплаты услуг временной мерой, мерой понуждения к закону. Сразу после заключения договора управления обязательства, указанные в нем, будут исполнены в полном объеме.

Е. Недопустимость использование понятия «услуга» при не заключении договора

Под услугами гражданское законодательство понимает совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (ст.779 ГК РФ,). В отсутствии задания гражданин предоставление материальных благ регулируется главой 50 ГК РФ (Действия в чужом интересе без поручения)

П ленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2012 г. №17 (О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей) постановил отнести “отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать … услуги исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация…, осуществляющая …, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ и Законом РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей» (п.1).

Подпунктом “г” пункта 3 упомянутого Постановления высший орган судебной власти постановил

г) под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора

Содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства основаны на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны. Они представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим учету в целях вынесения судьями законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений.

Поскольку договора управления заключено не было, отпадает какая-либо возможность оказания услуг.

Ж. Недопустимость предъявления исков о взыскании задолженности при отсутствии договора

В Обзоре N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015, разъяснялось, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, указанная в ч.1 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственников помещений не в силу закона, а исключительно в силу договора управления многоквартирным домом, заключаемого в письменной форме ( ч. 1 ст. 162 ЖК РФ) – ответ на вопрос 13:

Требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ).

Если договора управления заключено не было, то не возникла обязанность вносить плату за жилое помещение, следовательно, задолженность возникнуть не может.

З. Специфика спора

Специфика настоящего спора состоит в совершении организацией действий по предоставлению собственникам дома некоторых коммунальных благ. Такая деятельность полностью урегулирована гл. 50 ГК РФ (Действия в в чужом интересе) . При этом ТСЖ или управляющая организация вправе подать иск не о взыскании и задолженности, а о взыскании неосновательного обогащения. Так, к примеру, су д в мотивировочной части постановления указал:

«. поскольку ответчик фактически пользовался услугами истца по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого дома при отсутствии соответствующего договора, то сбереженная им плата за содержание общего имущества многоквартирного дома является его неосновательным обогащением. (См. Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2009 по делу N А72-999/08).

Если истец неправильно понимает природу фактических правоотношений, то у суда возникает обязанность отказать в принятии иска, разъяснив право на повторное обращение в суд в иной правовой трактовке.

И. Втягивание суда

Именно понуждение к закону вызвало у истца активное неприятие — истец своим обращением в суд показывает абсолютное несогласие с законодательством государства и втягивает в процесс противостояния закону государственный орган — суд. Расчет делается исключительно на неправильное толкование материального закона и на то, что в процессе будут ограничены процессуальные права ответчика.

Еще по теме:

  • Гражданский кодекс ст 823 Статья 823 ГК РФ. Коммерческий кредит Новая редакция Ст. 823 ГК РФ 1. Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде […]
  • Похищены личные данные В Сингапуре хакеры похитили данные 1,5 млн пациентов, в том числе премьера Власти назвали инцидент самым серьезным взломом баз персональных данных В Сингапуре в результате кибератаки украдены личные данные полутора миллиона человек, в том числе и премьер-министра. Согласно сообщению, […]
  • Статьи 2801 ук рф Статьи 2801 ук рф Уголовно-правовые аспекты противодействия терроризму и экстремизму в сети Интернет Рост экстремистских настроений (и их крайних проявлений – террористических) фиксируется по всему миру. Законодательства различных стран пытаются противостоять натиску экстремистов путем […]
  • П2 ч 2 ст 131 гпк рф Обобщение кассационной и надзорной практики по применению статей 134, 135, 136 ГПК РФ Обобщение кассационной и надзорной практикипо применению статей 134, 135, 136 ГПК РФ Возбуждение гражданского дела - это самостоятельная стадия процесса, первое и очень важное звено в системе […]
  • Заявление по ст256 тк рф Заявление о работе на дому во время отпуска по уходу за ребенком (образец) О работе на дому нужно договориться Находясь в отпуске по уходу за ребенком можно работать на условиях неполного рабочего дня (недели) или на дому. Это поможет не лишиться государственного пособия (компенсации в […]
  • Гражданский кодекс 1124 "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Статья 1124. Общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания 1. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных […]
  • Выплаты на ребёнка до 3 лет 2014 Детское пособие на детей до 3-х лет: документы, размер, как получить? Детское пособие до 3 лет является одним из видов компенсационных выплат. Назначается при соблюдении установленного законодательством порядка и при предоставлении соответствующих документов. Детское пособие до 3-х лет: […]
  • Протокол осмотра и места проишествия Протокол осмотра места происшествия Образец (пример) составления. ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия «01» сентября 2013 г. Осмотр начат в 11 ч 00 мин Осмотр окончен в 11ч 30 мин Старший дознаватель отделения дознания отдела полиции УМВД России по г. Энску старший лейтенант полиции О.С. […]