Опубликовано

Обязательный аудит для ооо в 2016 году

Содержание страницы:

Обязательный аудит: критерии 2017

Актуально на: 18 апреля 2017 г.

Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии

Критерии обязательного аудита для ООО

Что говорит законодательство про обязательный аудит для ООО в 2017 году? Какие установлены критерии? Есть ли шансы, что общество с ограниченной ответственностью вообще не подлежит обязательному аудиту? Об этом – в нашей консультации.

Вероятность есть всегда

Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

Более того: наличие у общества с ограниченной ответственностью по закону статуса представителя малого бизнеса само по себе автоматически не освобождает данную фирму от прохождения обязательного аудита. Для ООО критерии такого рода законом не установлены.

Что говорит закон

Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

  1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
  2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

При наличии таких фактов ООО подлежит обязательному аудиту. Он неизбежен, поскольку закон прямо обязывает его проводить.

Также отметим, что профильный Закон 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ не приводит критерии, когда нужен обязательный аудит ООО. В нём идет речь только о так называемом инициативном аудите. То есть такая проверка отчётности обязательна, если:

  • решение об этом приняло общее собрание участников;
  • проведение обязательного аудита к балансу для ООО прописано в уставе общества.

Между тем в этом ФЗ отмечено, что привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО обязательно в случаях, предусмотренных:

  • федеральными законами;
  • иными правовыми актами Российской Федерации.

Но на практике обязательность для ООО аудита обычно сводится к размеру выручки или активов, о чём мы сказали ранее.

Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?

Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.

Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:

  • статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
  • часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году

Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к международным стандартам, что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.

Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2018 год были введены международные стандарты аудита, которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица, попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

Основные критерии для проверки

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и валюты баланса.

Требования для ООО делятся на две группы: по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям.

Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью, для которых аудит годовой отчетности является обязательным:

  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Цели и задачи

Согласно новым стандартам целями и задачами обязательного аудита в 2018 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса. Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.

Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.

При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно, нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Законодательство

Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита.

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений:

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена с 2018 года положений об аудиторской тайне. Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Изменения в стоимости

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40%, пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений. Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия, от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.

С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.

Результатом проверки станет составление заключения, серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.

Санкции и штрафы

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую. Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей. Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу.

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

Обязательный аудит: критерии в 2017 году

Статьи по теме

Посмотрите новые правила, по которым проводится обязательный аудит для ООО в 2017 году, новые критерии 2017 года, в каких случаях он проводится, а также новые штрафы для компаний. Проверьте, попадает ли под них ваша компания, и если да, то в какие сроки необходимо отчитаться в сделанной проверке.

Мы подготовили для вас простые и понятные ответы на эти вопросы, собрав все последние новости касательно обязательно аудита компаний, а также выявили, какие существуют возможности, помогающие фирмам сэкономить на аудите в 2017 году.

Что нового произойдет в 2017 году с аудитом, изменились ли критерии для обязательного аудита компаний

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2017 году ряд компаний подлежат обязательной аудиторской проверке. Критерии обязательного аудита в 2017 году не претерпели существенных изменений, однако существенно изменилась форма аудиторского заключения. Данные нововведения принесут дополнительные затраты как для бухгалтеров и генеральных директоров компаний, так и для самих аудиторов.

Основные изменения относятся и к форме аудиторского заключения, и к его содержанию. Обязательная аудиторская проверка с 1 января 2017 года стала более строгой, но вместе с тем и более открытой. Изменение формы аудиторского заключения привело к тому, что оно стало более прозрачным, но с другой стороны более трудоемким, что не может не сказаться на стоимости аудиторской проверки.

Аудиторская проверка должна основываться на достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, а так же подтверждать прозрачность ведения бухгалтерского и налогового учета, соответствовать критериям, задаваемым законодательством российской федерации, и выпускается в утвержденной законом форме.

Рассмотрим, какие компании попадают под обязательный аудит в 2017 году и критерии, по которым отбираются эти компании.

Каждый бухгалтер должен это знать!

Как сделать работу проще? Мы разработали полезные сервисы для бухгалтера, чтобы ваша работа стала проще и быстрее: калькулятор НДС, справочник КБК и платежек, расчетчик матвыгоды и НДФЛ, банк проводок и т.д. Они доступны всем подписчикам. Оплатите счет на подписку и пользуйтесь.

Критерии для обязательного аудита в 2017 году

Существует ряд критериев для проведения обязательного аудита в 2017 году. Аудит необходимо проводить, если выполняется хоть один из данных критериев. Обязательный аудит проводится в случаях:

Критерий для проведения обязательного аудита в 2017 году

Объем выручки компании более 400 миллионов рублей или сумма активов баланса более 60 миллионов рублей

В случае если правовая форма организации АО (Акционерное общество), ЗАО (Закрытое акционерное общество), ПАО (Публичное акционерное общество)

Компания публикует консолидированную финансовую отчетность, является страховой или клиринговой компанией

Ценные бумаги, которые выпустила компания, допущены к организованным торгам на рынке

Компания является обществом взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондом или является контрой кредитных историй (полный перечень содержится в законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и закона №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Таким образом, критерии 2017 года для обязательного аудита не отличаются от критериев 2016 года.

Когда и куда сдавать заключение об обязательной аудиторской проверке в 2017 году

Если компания попадает под критерии об обязательной аудиторской проверке в 2017 году, то она обязана предоставить в Росстат заключение об этой проверке. Как правило заключение передается вместе с пакетом бухгалтерской отчетности, однако можно сделать это отдельно в течение десяти рабочих дней, начиная со следующего дня даты, указанной в заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Особенности обязательного аудита в 2017 году

С 1 января 2017 года в России введены обязательные параметры 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина РФ от 24.10.2016 №192н. Дополнительно, Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н утверждены 18 новых стандартов аудита. В целом, аудит стал более прозрачным и стал соответствовать международным нормам, но более громоздким и, соответственно, более дорогим. Обязательный аудит для ООО в 2017 году в соответствии с требованиями МСА потребует увеличенного объема предоставляемых бухгалтерией компании данных, но, вместе с тем, возрастет прозрачность и публичность результатов аудита.

Возможность сократить затраты на обязательный аудит в 2017 году

Введение новой формы аудиторского заключения и новых стандартов аудита серьезно скажется на затратах компании на обязательный аудит, т.к. потребует существенной увеличения нагрузки как на бухгалтера и финансовое руководство компании, так и на аудиторов, что непременно приведет к увеличению издержек на аудиторскую проверку. Однако для ряда компаний правительство оставило законный способ не применять вступившие в силу стандарты для аудита. Так, если договор об аудиторской проверке был заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская проверка может быть проведена по стандартам 2016 года, позволяя тем самым компаниям отсрочить увеличение издержек на обязательный аудит в 2017 году как минимум на один год.

Штрафы за непредставление вовремя аудиторского заключения или не проведение обязательного аудита в 2017 году

Если компания вовремя не позаботилась о проведении обязательной аудиторской проверки в 2017 году, или же не представила вовремя заключение этой проверки, она может быть оштрафована. Штрафы, действующие в 2017 году очень существенные. Так руководитель (должностное лицо) будет наказан на сумму от 10000 до 20000 рублей, а сама организация — от 20000 до 700000 рублей.

Обязательный аудит: критерии 2017 года

Многие компании, в том числе ООО, озабочены вопросом о критериях обязательного аудита в 2017 году и в последующем. Затрагивает ли он их? В этой консультации мы приведём основные критерии, а также расскажем, были ли изменения в законодательстве на этот счёт.

Особенности правового регулирования

По общему правилу критерием обязательного аудита является:

  • конкретный объективный факт хозяйственной жизни предприятия;
  • определенный юридический статус организации.

Основная проблема в том, что критерии обязательного аудита не собраны в каком-либо одном нормативном документе. Поэтому их приходится буквально выуживать из различных законодательных актов.

Полного перечня критериев проведения обязательного аудита нет даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Он здесь имеет открытый характер. Обратимся к нему.

Перечень критериев обязательного аудита

В Законе № 307-ФЗ основные критерии обязательного аудита перечислены в статье 5:

Отметим, что перечисленные критерии обязательного аудита за 2017 год остались неизменны.

Другие критерии проведения обязательного аудита за или в 2017 году могут быть установлены отдельными федеральными законами. В основном – это крупные государственные, окологосударственные или созданные под эгидой государства организации, решающие специфические и довольно масштабные задачи. А также:

  • ГУПы и МУПы (когда собственник решил, что аудит обязателен);
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • застройщики;
  • кредитные потребительские кооперативы (кроме с/х сферы);
  • микрофинансовые организации;
  • организаторы азартных игр;
  • СРО и др.

Минфин разъясняет

Полный перечень критериев обязательного аудита периодически публикует у себя на сайте или в открытых источниках Минфин России. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации».

Случаи обязательного аудита Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретные организации;
  • предприятия с определенными финансовыми показатели;
  • организации, составляющие консолидированную отчетность.

Случаи обязательного аудита для ООО: критерии

Как видно из перечисленных выше случаев, законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита ООО за 2017 год (или в 2017 году). Так, наличие статуса, например, представителя малого бизнеса само по себе не освобождает фирму от прохождения обязательного аудита.

Очевидно, что невозможно применить все критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. Между тем:

  • выручка общества с ограниченной ответственностью от продаж за год может достигать 400 млн рублей без НДС (см. выше критерий № 4);
  • размер активов по балансу на конец года может быть свыше 60 млн рублей (см. критерий № 5).

Поэтому в этих случаях аудит для ООО неизбежен, поскольку закон обязывает его проводить.

Сразу отметим, что действующими правовыми нормами не предусмотрены за сам факт отсутствия обязательного аудита штрафы. Критерии 2017 года имеют схожий, но несколько другой смысл и логику.

Так, если положен обязательный аудит, значит, в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно вовремя сдать аудиторское заключение. Иначе – штраф по ст. 19.7 КоАП РФ:

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

То есть без аудита не может быть и аудиторского заключения на руках. А когда его проведение обязательно, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей.

Отметим, что аналогичны штрафы за обязательный аудит для ООО по критериям 2017 года.

Что касается акционерных компаний, то для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)) [1] . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 [2] и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [3] . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] ).

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н [6] введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н [7] — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ [8] . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% [9] , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ [10] ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ [11] ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ [12] ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ [13] ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП [14] ).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Еще по теме:

  • Пдд гибдд 2012 экзамен ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января […]
  • Статья 25 фз о муниципальной службе Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ"О муниципальной службе в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 […]
  • Гк рф вычет Пенсионеры могут получить имущественный вычет по НДФЛ в течение трех лет после выхода на пенсию Минфин России разъяснил, что пенсионеры вправе перенести на предшествующие налоговые периоды переходящий остаток имущественных налоговых вычетов. При этом срок обращения за возвратом суммы […]
  • Закон российской федерации о защите прав потребителей действующий Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 […]
  • Ст 37 фз 115 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ"О концессионных соглашениях" С изменениями и дополнениями от: 8 ноября, 4 декабря 2007 г., 30 июня 2008 г., 17 июля 2009 г., 2 июля […]
  • Чоп статья 17 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 21 […]
  • Нарушение прав на защиту коап Постановление Верховного Суда РФ от 22 сентября 2017 г. N 18-АД17-36 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Снытко Ирины Николаевны на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 августа […]
  • Новый закон об алиментах в 2014 году Алименты на детей в 2015 году Эта статья устарела! Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2017 года читайте в следующем материале на нашем сайте: → Алименты в 2017 году — изменения и свежие новости ← Законодательство и правоприменение в сфере алиментных […]