Опубликовано

Конституционное право на образование и информацию

Глава 1. Право на образование в России

1.1.Понятие и содержание права на образование в Конституции Российской Федерации

В настоящее время основным фактором развития общества принято считать состояние его системы образования.

Такое утверждение не совсем точно. Вернее сказать, что мощным фактором экономического и социального развития общества является уровень знаний его членов. Этот уровень определяется обучением.

Обучение представляет собой процесс, который начинается задолго до того, как человек приступит к образованию, если под обучением понимать передачу знаний от человека к человеку, от общественной системы (или подсистемы) к человеку. Хотя и принято считать, что образованность населения — фактор развития общественных отношений, но и само обучение существенно зависит от уровня производственного и культурного развития общества. Достаточно вспомнить первобытное общество, в котором обучение было вплетено в повседневную жизнь членов общины. И только с появлением значительного запаса знаний вместе с возможностью излагать их с помощью письма возникла необходимость выделить процесс обучения в самостоятельный вид деятельности. Лишь тогда, когда в обществе создаются учреждения, специализированные на обучении, можно говорить об образовании. Образование становится видом обучения, но обучение в первоначальном смысле сохранило свое значение: первые образы и понятия, навыки и умения, знания об окружающем мире человек получает в самый начальный период своей жизни, чаще всего в семье, но нередко в специализированных воспитательных учреждениях.

Образование в широком смысле слова представляет собой процесс, в ходе которого «происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями». Оно — «необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры».

В современном обществе по достижении определенного возраста наряду с обучением, так сказать, неорганизованным, человек получает образование.

Толкование термина «образование» следует давать в соответствии с действующим законодательством. В преамбуле Закона «Об образовании» говорится, что образование представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Конечно, нельзя не отметить и другие признаки образования, указанные в российском законодательстве. Итак, образование осуществляется в соответствии с государственными стандартами. Констатация достижения ценза — это результат многочисленных аттестаций, который фиксируется в соответствующем документе.

С начала 90-х годов прошлого столетия в Российской Федерации появились дополнительные формы получения образования — вне учреждения: семейное образование и экстернат. При этом об образовании можно говорить лишь в том случае, если обучающийся прошел текущую и итоговую аттестацию и получил соответствующий документ.

Именно в этом смысле ст. 43 Конституции РФ признает за каждым право на образование.

Необходимо отметить, что нормы ст. 43 Конституции в полной мере отвечают нормам международного права. Для этого достаточно сравнить ее со ст.ст.13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого ООН 16 декабря 1966 г.

Прежде всего, в ч.1 ст.13 Международного пакта, как и в Конституции, провозглашается, что участники Пакта признают право каждого человека на образование. В ч.2 той же статьи Пакта установлено, что начальное образование должно быть бесплатным и обязательным для всех, а также страны-участники должны стремиться к введению бесплатного среднего образования во всех его формах, включая профессионально-техническое образование. В соответствии с этим сформулирована ч.2 ст.43 Конституции. В той же норме Пакта предусматривается, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. В конституции РФ установлено, что способности каждого к высшему образованию определяются на основании конкурсного отбора.

В Конституции РФ право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Однако надо оговориться: право на образование (в отличие, например, от права на жизнь, здоровье, свободу) может быть признано за человеком лишь на определенном этапе развития общества (накопление и систематизация достаточного массива знаний) и при наличии соответствующего экономического потенциала государства, который позволял бы создавать систему образовательных организаций. Но поскольку в Конституции право на образование стоит в ряду с другими правами и свободами, можно сделать выводы.

В ст.2 провозглашены человек, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Необходимо также обратить внимание на преамбулу Конституции, в которой многонациональный народ России утверждает права и свободы человека. Следовательно, право на образование среди других естественно и неотъемлемо. Оно существует прежде норм Конституции и других юридических норм, которые это право признают и защищают. Следует поддержать точку зрения о том, что эти права провозглашены «существующими объективно, а не по воле законодателя, не октроированными, а дозаконотворческими и внезаконотворческими, жестко ограничивающими государственную власть, описывающими сферу неотъемлемой свободы». Они признаются «основными субъективными правами не в каком-то философском, моральном или социологическом, а в собственном юридическом смысле — признаются критерием правового качества законодательства и государственного управления, действуют непосредственно и защищаются судом».

Второе обстоятельство заключается в том, что в соответствии с ч. 4 ст.15 и ч. 1 ст.17 Конституции права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. К настоящему времени сформировалась развитая система международных соглашений, регулирующих отношения в области прав человека, и созданы механизмы контроля за их соблюдением государствами-участниками. Здесь стоит упомянуть такие акты, как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 16 декабря 1966 г, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Право на образование в современном его понимании, как уже отмечено выше, принадлежит человеку не извечно, а появляется лишь на поздних этапах развития общества. Но оно должно быть признано естественным в силу того, что органически связано с другими естественными, дозаконотворческими правами.

Прежде всего следует указать на его связь с рядом прав, которые закреплены в других статьях Конституции и которые в полном смысле слова являются естественными и неотъемлемыми. Надо вспомнить, что образование является одной из форм обучения. Обучение в широком смысле слова представляет собой поиск, сбор и переработку информации обучающимся (разумеется, с целью возможного последующего использования). В ч.4 ст. 29 Конституции специально установлено право каждого на поиск и получение информации. Здесь не ограничен круг источников, где может находиться информация, нужная искателю. Она может быть скрыта в окружающей природной среде, находиться у отдельных групп и организаций, ее могут распространять средства информации и т.д. В Конституции лишь конкретизируется право на доступ к определенному виду информации: культурным ценностям (ч. 2 ст.44). Причем несмотря на уточнение этой нормы имеется в виду право пользования учреждениями культуры, можно сделать вывод, что культурные ценности, к которым вправе получить доступ каждый, находятся не только в учреждениях культуры. Да и к учреждениям культуры принадлежат не только библиотеки, музеи, архивы, но также и учебные заведения. Право искать и собирать информацию настолько же естественно, как и право жить.

Собирая информацию, человек невольно или целенаправленно ее обрабатывает: систематизирует, сохраняет, делает выводы и т.д. Здесь он тоже свободен. Эта его возможность также естественна и неотчуждаема, как сама жизнь. Право на свободу мысли также признано Конституцией (ч.1 ст.29). Эта норма конкретизирована в ч.1 ст.44 Конституции, где каждому гарантирована свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества.

По этим причинам в контексте норм главы 2 Конституции право на образование является естественным, неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч.2 ст. 18 Конституции).

Причем, оно является именно субъективным правом в том смысле, как это принято считать в общей теории права: мера или пределы дозволенного поведения субъекта. Субъективное право — составная часть правоотношения. В этом смысле, при нарушении права в какой бы то ни было форме, обладатель его имеет возможность обратиться за защитой к органам государства и даже к международным организациям. Защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2 Конституции).

Нельзя не согласиться с позицией Баглая М.В., который полагает: «Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции». Такую позицию разделяют другие авторы.

Конституционные права принадлежат каждому человеку в полном объеме и защищаются государством, независимо от каких бы то ни было второстепенных (с точки зрения Основного Закона) обстоятельств. Эти обстоятельства могут не позволить человеку воспользоваться своими правами, но последние не теряют своей категоричности и безусловности. Это относится и к праву на образование. Попытки поставить это свойство конституционных прав под сомнение лишены оснований. Как утверждается в одной из последних публикаций, «право на образование… — это свобода получать образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. Это означает, что Конституция может безусловно гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование; но это не означает, что человек получит не только надлежащее образование, но и минимально необходимое для занятия определенной деятельностью — по причине отсутствия у конкретного человека способностей или материальных средств для получения такого образования.

Все остальное в сфере права на образование — это, в лучшем случае, условные права, которые реализуются не в зависимости от способностей и желания человека, а от материальных условий жизни конкретного общества, уровня цивилизованности законодательства и политики конкретного правительства». Руководствуясь такой логикой, каждое право и каждую свободу (в том числе право на жизнь) можно легко объявить условными. Отсюда совсем недалеко до того, чтобы объявить их не абсолютными и основополагающими со всеми вытекающими из этого последствиями. Нежелание субъекта воспользоваться своим правом или отсутствие у него материальных условий для его обеспечения в конечном счете также являются актами его свободной воли. Но это не дает оснований другому субъекту и даже государству ставить под сомнение естественные, существующие до появления государства права и свободы данного лица.

Конституция РФ (ст. 12) провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Отсюда однозначно следует, что при решении всех других вопросов государственного и общественного устройства исходным положением являются естественные права и свободы человека. Им отдается приоритет даже тогда, когда решается вопрос об основах конституционного устройства государства. При возникновении коллизии между правами человека и другими принципами конституционного строя приоритет имеют субъективные права.

Несмотря на свое естественное и дозаконотворческое происхождение, несмотря на положения международного права и Конституции РФ, права и свободы не являются безграничными. Они имеют естественные пределы. Такие ограничения присущи и праву на образование.

Пределы его естественны, как и само это право. В условиях современного развития народонаселения, когда в крупных городах порой на каждого человека приходится менее одного квадратного метра земли, то даже обучение, то есть усвоение информации, приобретение умений и навыков, может создавать помехи для жизни других людей. При возникновении конфликтов необходимо руководствоваться конституционным принципом: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц» (ч.3 ст.17). Поэтому обучение, сопряженное с громкими звуками (репетиции на музыкальных инструментах), вибрацией жилых помещений (тренировки штангиста в многоэтажном жилом доме) и т.д., вполне можно рассматривать как нарушение прав других лиц. К этой же категории следует отнести и действия, вытекающие из ч.2 ст.29 Конституции, которая запрещает пропаганду всякого рода ненависти и вражды, пропаганду какого-либо превосходства одних людей над другими. Из этой статьи прямо не вытекает запрет усваивать идеи вражды и превосходства. Но из того факта, что запрещена такая пропаганда, следует запрет проповедовать такие идеи и в учебных аудиториях. Тем самым запрещено изучение таких идей в ходе любых занятий в учебных заведениях. Поэтому-то ст.14 Закона «Об образовании» предусматривает, что образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, уважать право обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Еще одно естественное ограничение права на образование вызвано психофизиологическими особенностями человека, обусловленными его возрастом, способностями, состоянием здоровья. Причем, надо учитывать не только, скажем, аномально низкие способности человека, но и его предрасположенность к тому или иному виду занятий. Например, человека с ограниченной памятью и слабой нервной системой нельзя принимать на должность авиадиспетчера. Хотя с учетом непререкаемости права на образование у общества нет возможности запретить человеку освоение тех или иных не подходящих для него профессий, обязанность общества (и его выгода) состоит в том, чтобы помочь этому человеку в профессиональной ориентации.

Общим и естественным ограничением права на образование является также то обстоятельство, что в современном мире накоплено такое количество знаний, которое в полном объеме не в состоянии освоить ни один человек. Поэтому общество принимает на себя обязанность дать обучающемуся лишь определенный объем знаний и умений, достаточный для того, чтобы он мог выживать, успешно трудиться, приносить пользу другим людям и обществу в целом. Сферу знаний выбирает сам обучающийся, а объем информации в этой сфере определяется утвержденными государственными стандартами и примерными программами.

Конечно, каждый может в течение жизни переходить от одной программы к другой, расширяя свой кругозор. Здесь никакие запреты невозможны. Но повторное обучение на одной и той же ступени он может получать не бесплатно (за счет общества), а с оплатой образовательных услуг за счет своих средств.

Таким образом будучи естественным и неотъемлемым, право на образование не безгранично.

Хотя права и свободы — это определяющий фактор при строительстве права и государства, они не только имеют естественные ограничения, но и регулируются правом. Об их регулировании прямо говорит пункт «в» ст. 71 Конституции.

Регулирование выражается прежде всего в том, что государство стремится установить гарантии соблюдения прав и свобод, для чего в Конституции и других законах устанавливаются обязанности, вводятся запреты и ограничения для тех субъектов, от которых могут исходить покушения на права и свободы. В качестве одной из таких гарантий можно назвать положение ст.18 Конституции о том, что права и свободы человека определяют смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это общее требование конкретизируется в нормах, адресованных отдельным органам, например, Министерству образования. В Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации» (с изменениями от 12 октября 2000 г., 30 января, 28 мая 2002 г., 22 августа 2003 г.) , установлено, что одной из основных его задач является осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование и удовлетворения потребностей общества в квалифицированных работниках (п.п. 1 п. 4). В соответствии с этим Министерство реализует федеральные целевые программы в области образования; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; устанавливает для своих учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; организует разработку федеральных образовательных стандартов и утверждает их федеральный компонент; обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов; разрабатывает и утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений и т.д. (п.5 Положения).

Второе направление регулирования — расширение перечня естественных прав и свобод. Хотя в Конституции РФ этот перечень наиболее полон, поскольку ей предшествует большой международный опыт решения этих проблем, тем не менее не исключено, что перечень может быть расширен. В ч.1 ст. 55 Конституции указано, что признание новых прав не означает умаления прав, уже закрепленных в Конституции.

Еще один способ регулирования — установление границ, точнее правил законодательного ограничения прав и свобод.

Здесь прежде всего следует отметить, что в ч.2 ст.55 Конституции прямо запрещено принимать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта норма в полной мере относится и к праву на образование: оно не может быть отменено. Недопустимо также его «умаление». Надо полагать, что здесь имеется в виду непризнание права на получение бесплатного образования или другие постоянные, т.е. в ущерб человека лишения его в праве учиться.

И в то же время права и свободы человека могут быть ограничены. Возможны ограничения и в отношении права на образование. Основания для введения таких мер названы в ч.3 ст.55 Конституции.

Одним из них является необходимость защиты основ конституционного строя. При определении смысла данного критерия необходимо исходить из того, что существующий конституционный строй в полной мере соответствует правам человека, а значит, и праву на образование. Таким образом недопустимо использовать права человека с целью насильственного изменения существующего строя. Нельзя, пользуясь правом на свободы в образовании, покушаться на целостность Российской Федерации, на формальное равенство ее жителей.

Необходимость защиты нравственности является одним из возможных оснований ограничения права на образование. Конечно, при возникновении такой задачи придется решать два вопроса: 1) в какой мере образование покушается на нравственность; 2) как сочетаются нравы общества и интересы отдельного индивида либо группы индивидов. При выборе из этих альтернатив возникает опасность того, что общество будет навязывать индивиду свою точку зрения, в то время как индивид имеет право на свободу мнений. Примером здесь может служить ситуация, вызванная освещением событий недавней истории России в некоторых школьных учебниках: в них либо вообще не рассматривается Великая Отечественная война, либо она подается в искаженном свете. Представители старшего поколения возмущены этим фактом. Обществу надо выбирать между этим мнением, позицией авторов учебников и интересами воспитания молодежи. Для этого, возможно, придется пойти на некоторые ограничения свободы преподавания и ввести соответствующие положения в примерные программы для средней школы.

Образование может быть сопряжено с опасностью причинения вреда обучающимся, когда они, например, вовлекаются в учебные заведения так называемых тоталитарных сект. Ограничивая, либо даже запрещая деятельность таких сект и их учебных заведений, общество в лице государства ограничивает право человека в выборе учебных программ, а тем самым ограничивает и их право на образование.

Разрешение ч.3 ст.55 Конституции ограничивать права и свободы в целях защиты прав и законных интересов других лиц является продолжением ч. 3 ст. 17. Но здесь возникает вопрос о том, что такое «законные интересы». Здесь, видимо, надо согласиться с такой аргументацией: «С точки зрения идеологии прав человека естественные и неотчуждаемые права и свободы и так называемые «законные интересы» суть категории нерядоположенные. Первые составляют общий правовой статус человека и гражданина (основы правового статуса личности в смысле ст. 64 Конституции), куда «законные интересы» не входят. В частности, это означает, что интерес не должен быть законным, если он противоречит правам и свободам человека и гражданина. И наоборот, осуществление прав и свобод не может быть ограничено никакими законными интересами других лиц. Международные документы в области прав человека не упоминают ни о каких законных интересах». Другими словами, законные интересы подлежат защите на основе ч. 3 ст. 55 Конституции лишь в той мере, в какой они нашли выражение в естественных правах человека (даже если эти права не включены в перечень международных норм и норм Конституции РФ).

Наконец, права могут быть ограничены в случае необходимости обеспечивать оборону страны и безопасность государства. Эта норма конкретизирована в ч.1 ст.59 Конституции: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Следует безусловно согласиться с трактовкой понятия «Отечество», предложенной Баглаем М.В.: «Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество — это безопасность и спокой­ствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности».

Но эта обязанность распространяется не на каждого человека. От нее освобождены лица, которые не являются гражданами РФ, как это прямо вытекает из цитированной нормы Конституции. Что касается граждан, то их воинские обязанности в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эта обязанность включает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. В мирное время право мужчин на образование может быть ограничено обязанностью проходить срочную военную службу. В упомянутом выше Законе предоставлен ряд оснований, по которым они получают право на отсрочку от призыва или вообще освобождаются от несения воинской обязанности.

Одно из оснований освобождения от воинской обязанности установлено непосредственно в ч.3 ст. 59 Конституции: если убеждения гражданина или его вероисповедание противоречат несению военной службы. По поводу применения данной нормы иногда возникают споры. Некоторые должностные лица, ведающие призывом на срочную военную службу, полагают, что, при отсутствии закона об альтернативной службе, граждане не могут отказываться от призыва со ссылкой на свои убеждения и вероисповедание. Один из таких споров рассматривал Конституционный Суд РФ. В своем определении от 22 мая 1996 г. он отметил, что буквально закрепленное в ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от принятия федерального закона. При наличии таких оснований против гражданина во всяком случае не может быть начато уголовное или иное преследование. Статья 80 УК РСФСР (предусматривавшая ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу; в настоящее время — ч.2 ст.339 УК РФ) по буквальному своему смыслу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Конституционный Суд сделал вывод, что действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения. Это определение Конституционного Суда сохраняет силу и в настоящее время. Дело в том, что действующий Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе освобождает от воинской обязанности лиц, проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу (ст.23). Значит, граждане, претендующие на прохождение альтернативной службы, по-прежнему должны доказывать это свое право.

Указанные в данной статье ограничения могут быть введены только федеральным законом.

Вторая группа оснований, по которым возможно введение ограничений прав и свобод человека, — чрезвычайное положение (ч.1 ст.56 Конституции). Оно вводится на основе федерального конституционного закона. В ч.3 этой статьи прямо названы права и свободы, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения. В этом перечне нет права на образование. Значит, оно может быть ограничено при введении чрезвычайного положения. Такие меры возможны в условиях острых межнациональных конфликтов, крупных общественных волнений с участием молодежи и тому подобных ситуациях. При этом уже ч. 1 ст.56 вводит условия для принятия таких мер. Во-первых, конституционным законом могут устанавливаться лишь отдельные ограничения. Во-вторых, при этом должны быть обозначены пределы ограничений — по учреждениям, на которые оно распространяется, по территории, по отдельным способам осуществления образовательной деятельности. В-третьих, непосредственно в законе должен быть определен срок действия вводимых отдельных ограничений.

«Право на образование». Урок обществознания в 9-м классе

Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.

Задачи:

  1. образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;
  2. развивающие: продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
  3. воспитательные: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня; воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты «АиФ», листы А-4, маркеры.

Форма урока: урок-практикум

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.

1. Организационный момент.

Класс делится на 4 группы по 5-6 человек.

Урок начинается с беседы по вопросам:

  1. Что такое образование? Записать слова — ассоциации (составление кластера по группам).
  2. Возможна ли человеческая жизнь без образования?
  3. Назовите пути получения образования.
  4. Получение образования – это право или обязанность?

Задание для обучающихся: сформулировать задачи урока.

Возможные варианты ответов:

— раскрыть сущность права на образование,
— изучить содержание основных документов, связанных с образованием,
— выяснить, как реализуется право на образование в нашей стране.

Рассказ учителя: Получение образования — право и обязанность граждан. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получим обходимый для жизни минимум знаний.
Основное общее образование — это как бы стартовая площадки для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом.

Документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования:

  1. Конвенция о правах ребенка,
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «Об образовании».

Определяющую роль в регулировании отношений в области образо­вания играют следующие положения Конституции РФ (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства».

Важное условие осуществления гражданами права на образование, предусмотренное Законом РФ «Об образовании» — создание условий для получения основного общего образования на родном языке путем открытия соответствующих школ, классов и групп (п. 2 ст. 6). Учитывая, что русский язык является государственным языком в Российской Федерации, его изучение обязательно во всех школах страны (п. 5 ст. 6).

Работа по группам с документами.

Каждая группа получает инструкционную карточку с заданиями, раздаточный материал.

Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ «Об образовании» (Приложения 2-4), Конституцию РФ. Какую информацию о праве на образование они содержат?

Задание 2. Мозговая атака.

Напишите требования к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы. Используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.

Найдите в газетах материалы об образовании в нашей стране. Какие наиболее острые проблемы в этой области существуют, каковы пути их решения.
После самостоятельной работы групп учитель организует обсуждение заданий.

4. Рефлексия.

Беседа по вопросам для самопроверки (учебник, § 47, стр. 310 – 311, вопросы 1, 4).

1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда…. потому что…

  1. Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда. потому что.
  2. Я чувствую себя обиженным в школе тогда, когда. потому что..
  3. Я чувствую удовлетворение в школе тогда, когда. потому что.
  4. Я чувствую гнев в школе тогда, когда. потому что.
  5. Я испытываю беспокойство в школе тогда, когда. потому что.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Конвенция о правах ребенка (извлечение)

С т а т ь я 28. Образование.

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

С т а т ь я 29. Цели образования.

Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.

Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного простран­ства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многона­ционального государства;
  3. общедоступность образования.
  4. светский характер образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием.
Автономность образовательных учреждений.

Вопросы и задания:

  1. Какие положения Закона РФ «Об образовании» соответствуют ста­тье 2 Конституции РФ? Подтвердите текстом документа.
  2. Как вы понимаете слова «воспитание», «обучение»? Почему на первое место в Законе поставлено воспитание?
  3. Подумайте, что дала вам школа в области воспитания, а что — в области обучения.

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного простран­ства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многона­ционального государства;
  3. общедоступность образования.
  4. светский характер образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием.

Автономность образовательных учреждений.

Вопросы и задания:

  1. Что означает выражение «гуманистический характер образования»? О каких общечеловеческих ценностях идет речь в п. 1 ст. 2?
  2. Что радует вас в вашей школе, а что вызывает тревогу и напряженность? Есть ли «резервы человечности» в вашей школе?
  3. Как вы понимаете содержание п. 2 ст. 2? При объяснении приведите конкретные примеры.

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан российской федерации в области образования.7

  1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность по­лучения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возрас­та, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
  1. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономи­ческих условий для получения образования.
  2. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплат­ность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
    профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  3. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования.
  4. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

Дайте оценку каждой из указанных в ст. 5 гарантий с точки зрения значения ее для получения образования.

Конституционное право на образование и информацию

Часть 1 комментируемой статьи непосредственно связана с частью 1 ст. 43 Конституции РФ. Однако если конституционная норма закрепляет за каждым право на образование («каждый имеет право на образование»), то в соответствии с нормой Закона об образовании каждому право на образование гарантируется.

Понятие права на образование. Образовательное право возникло для того, чтобы обеспечить реализацию права каждого человека на образование.

Под правом на образование в объективном смысле (объективное право на образование) понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования (о нем пойдет речь позже, в тех разделах учебника, которые посвящены нормам и источникам образовательного права.

Право на образование в субъективном смысле (субъективное образовательное право) гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня.

Право на образование, закрепленное в Конституции РФ и предусмотренное основными международными договорами по правам человека, представляет собой субъективное право.

Право на образование относится к основным правам и свободам человека и производно от такого фундаментального права, как право на жизнь. Право на образование относится к правам человека второго поколения, которые объединяют основные социально-экономические и культурные права — право на труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т. д. (правами первого поколения по этой терминологии считаются личные и политические права, а правами третьего поколения — коллективные права на мир, здоровую окружающую среду, развитие и др.).

Право на образование одно из наиболее значимых социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку развития человека как личности, влияет на состояние общества, находится в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами человека.

Право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать всё накопленное им другим поколениям. Образование является одним из основных условий полноценного существования человека в обществе.

Человек обладает изначально, независимо от воли государства, всеми основными правами, включая право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство же обязано обеспечить реализацию этого права, не ставя при этом получение образования в зависимость от своей воли.

В качестве основного права человека право на образование не может быть даровано, передано другим лицам или отчуждено в какой бы то ни было форме. Более того, сам человек не может отказаться от права на образования. Основное общее образование сегодня в соответствии с международными стандартами является обязательным, поскольку без него оказывается невозможной социализация человека в современном обществе.

Право на образование предполагает свободу образования, то есть возможность получения образования всеми желающими, свободу образования в соответствии с убеждениями, то есть возможность для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир, а также педагогические и академические свободы, подразумевающие свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий, независимо от того, задевает такая полемика кого-либо или нет.

Современное понимание права на образование не сводит его исключительно к праву каждого на получение образование, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, право на свободный выбор языка обучения, установлением не только права, но и обязанности получения основного общего образования, приоритетным правом родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей и т. д.

Юридическим основанием реализации права на образование на практике, в повседневной жизни должно стать его закрепление международным правом и внутригосударственным законодательством.

Международные стандарты права на образование. Проблема соблюдения и обеспечения основных прав и свобод человека давно уже перешагнула национальные границы отдельно взятого государства и заняло центральное место среди приоритетных проблем международного права. Каждому государству вменяется в обязанность гарантировать на своей территории соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, к числу которых относится право на образование.

Право на образование обозначено в качестве одного из фундаментальным прав человека во всех базовых документах международного права по правам человека.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено (ст. 26), что каждый человек имеет право на образование. При этом уточняется, что:

а) образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования;

б) начальное образование должно быть обязательным;

в) техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным;

г) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Международное право ориентирует образование на полное развитие человеческой личности и уважение к правам человека и основным свободам. «Образование, — закреплено во Всеобщей декларации прав человека, — должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. было подтверждено (ст. 13) право каждого человека на образование, при этом государства – участники Международного пакта признали, что для полного осуществления права на образование:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

б) среднее образование, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

в) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

г) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

д) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Таким образом, объём права на образование может различаться для разных ступеней образования. В Пакте предусматривается обязательность и бесплатность начального образования, и только постепенное введение бесплатного среднего и высшего образования.

Еще одним базовым документом, в котором установлены международные стандарты права на образование, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. В ней, государства-участники, признавая право ребенка на образование, обязуются (ст. 28):

а) ввести на своих территориях бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощрять развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечить его доступность для всех детей;

в) обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;

г) обеспечить доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Государства – участники этой Конвенции обязались делать все возможное, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Нормы, определяющие универсальные международные стандарты права на образования, содержатся и в других актах, принятых Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, МОТ и др.).

Конституционное и законодательное определение права на образование. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.

Право на образование — это конституционное право. Практически во всех странах оно закреплено на самом высоком, конституционном уровне правового регулирования. Это, с одной стороны, отражает особое значение, которое государство и общество придают праву на образование, а с другой стороны, служат дополнительной политико-правовой гарантией его реализации. В случае нарушения конституционной нормы, закрепляющей право на образование, появляется возможность обратиться с соответствующей жалобой в органы конституционного контроля (конституционные, уставные суды и т. д.).

В Российской Федерации право на образование было включено текст самой первой конституции ― Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 17): «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Очевидно, что в условиях экономической разрухи и полной неграмотности значительной части населения, царивших в России в то время, эта норма была декларативной и имела исключительно пропагандистский характер.

Более развернуто понятие права на образование дается в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). В ней закреплялось, что граждане СССР имеют право на образование, и содержались основные гарантии его реализации:

— всеобще-обязательное восьмилетнее образование,

— развитие среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования,

— всемерное развитие вечернего и заочного образования,

— бесплатность всех видов образования,

— система государственных стипендий,

— обучение в школах на родном языке,

— организация на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения.

Следует уточнить, что полное среднее и высшее образование было платным (при этом для некоторых категорий граждан делались исключения, и образование предоставлялось бесплатно на всех уровнях). Плата за полное среднее и высшее образование была отменена только в 1956 г. (Постановление Совмина СССР от 6 июня 1956 г.).

Конституция СССР 1977 г. (ст. 45) гарантировала бесплатность всех видов образования, среднее образование определялось как всеобщее и обязательное. При этом доступ к бесплатному высшему образованию ограничивался конкурсом по результатам экзаменационных испытаний абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения.

В Основном законе СССР 1977 г. содержались и другие гарантии права на образование: некоторые из них уже присутствовали в предыдущей конституции (развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, возможность обучения в школе на родном языке), другие же были впервые закреплены на конституционном уровне (бесплатная выдача школьных учебников, создание условий для самообразования).

Касаясь закрепления права на образование в советских конституциях, нельзя не отметить одну из его основных характеристик, обусловленных самой сущностью советского конституционализма: образование в советский период было полностью идеологизировано и исключало существование педагогических и академических свобод.

Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя (ст. 43) право каждого на образование, раскрывает конституционно-правовое содержание этого права через установление:

— общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

— права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

— обязательного характера основного общего образования;

— полномочий Российской Федерации по установлению федеральных государственных образовательных стандартов.

Оно уточняется конституционной нормой (ст. 44), закрепляющей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также свободу преподавания.

Кроме того, Конституция РФ (ст. 26) наделяет каждого правом на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.

Конституционные положения о праве каждого на образование развиваются в законодательстве об образовании.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. содержание права каждого человека на образование уточняется (ст. 5) через установление гарантий:

во-первых, реализации этого права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

во-вторых, общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;

в-третьих, на конкурсной основе бесплатности высшего образования при условии, что образование данного уровня получается впервые.

В части 2 комментируемой статьи закреплено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Данная норма производна от конституционной нормы, в которой закреплен принцип равноправия граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ): «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Часть 3 комментируемой статьи определяет, в каком объеме гарантируется каждому право на образование. В соответствие со ст.43 Конституции РФ комментируемая норма устанавливает:

— общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

— на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если выше образование получается впервые.

Части 4 и 5 комментируемой статьи посвящены непосредственно гарантиям права на образование.

Очевидно, что одного лишь закрепления в Конституции РФ права каждого на образование недостаточно.

Право на образование должно быть обеспечено соответствующей государственной политикой, направленной на поддержку и развитие образования. Государству необходимо сформировать систему гарантий реализации конституционного права на образования, то есть создать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки осуществления действительно каждым права на образование.

Создание гарантий для реализации каждым своего конституционного права на образование составляет одну из основных задач государственной политики в сфере образования.

Формируя политику в области образования, государство исходит из приоритетности самого образования как сферы государственного регулирования.

Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (ст. 2 Конституции РФ).

Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии российского образования, так как с состоянием образования напрямую связаны не только порядок реализации конституционного права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному, духовному и иному совершенствованию, но также развитие российской экономики и социальное благополучие нации, состояние национальной безопасности. Пожалуй, не существует такой сферы общественной и государственной жизни, которая не была напрямую связана с образованием.

Создание на практике разнообразных и эффективных гарантий права на образование становится одной из основных целей государственной политики, поскольку от наличия таких гарантий зависит успех всех начинаний государства в области образования.

Гарантии обеспечивают переход от общего к частному в системе правового регулирования образования отношений; от нормы, закрепленной в законодательном или ином нормативном правовом акте, к реальной ситуации, в которой конкретный участник образовательных правоотношений получает возможность реализовать на практике предоставленное ему право на образование.

Систему гарантий конституционного права на образования составляют гарантии политические, социально-экономические, организационные и юридические.

Основными политическими гарантиями права на образование выступают демократический характер власти и государственно-политического режима, обеспечивающий политическую стабильность в государстве и обществе, высокий уровень политической культуры власти и личности, гарантирующий образованию центральное место среди приоритетов государственной политики.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания социально-экономических условий для получения образования. Основными социально-экономическими (материальными) гарантиями выступают, прежде всего, стабильная национальная экономика, а также эффективная государственная денежно-кредитная и налоговая политика, учитывающая интересы образования, поддерживающего экономику образования с помощью кредитных, налоговых и прочих льгот и т. д.

Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, предоставляет поддержку образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, и т. д.

В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:

— полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, инвентарем;

— обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;

— получение стипендий, материальной помощи, других денежных выплат и т. д.

Образовательное законодательство предусматривает ряд специальных социально-экономических гарантий:

— для инклюзивного образования: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

— для образования особо одаренных лиц: государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;

— для получения образования на родном языке: государство гарантирует право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; всем народам, независимо от их численности, гарантируется равноправие языков и т. д.

Организационной гарантией права на образование выступает сама система образования ― федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и т. д., наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности и т. д.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования выступает Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ (например, Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61[1], Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497[2]).

Юридические гарантии — это собственно правовые средства и способы реализации и защиты права на образования. Юридические гарантии права на образование включают, в свою очередь, гарантии двух видов —формально-юридические и институциональные.

Формально-юридические гарантии сводятся к нормативному закреплению основных положений, обеспечивающих реализацию права на образование, в том числе и тех, положений, которые уже были упомянуты в качестве политических, социально-экономических и организационных гарантий.

Такие положения могут быть закреплены в Конституции РФ и актах отраслевого законодательства (законодательства об образовании, административного, трудового, налогового законодательства и т. д.).

Базовыми формально-юридическими гарантиями права на образование являются конституционные нормы, в соответствии с которыми:

— человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ― обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ);

— основные права и свободы человека провозглашаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17);

— общепризнанные нормы и принципы международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) признаются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15);

— запрещается применение любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15);

— устанавливается равенства каждого перед законом и судом (ст. 19);

— запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55);

— каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (ст. 45) и др.

Особое место среди конституционных норм занимают положения, запрещающие произвольное ограничение основных прав и свобод человека. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Одним из примеров ограничения права на образование является особый порядок обучения граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 20) обучаться на военной кафедре могут только те граждане, которые заключили соответствующий договор с Министерством обороны РФ. Законодательно установлены условия заключения такого договора:

— гражданин должен обучаться в федеральной государственной образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;

— быть не старше 30 лет;

— быть годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья;

— отвечать профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям;

— не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления и не быть подвергнутым уголовному преследованию;

— пройти конкурсный отбор в Министерстве обороны РФ.

Примером формально-юридических гарантий права на образование, содержащихся в актах отраслевого законодательства, могут стать положения Закона об образовании (ст. 5), в которых закреплены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

1. Право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

3. Реализация права каждого на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

4. Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Гарантируются условия, в максимальной степени способствующие получению образования и социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5. Государство оказывает содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, — обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.

6. Гарантируется полное или частичное финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.

Однако одного лишь закрепления права на образование в тексте нормативного правового акта (даже если таким актом является конституция) оказывается недостаточно. Без институциональных гарантий нормативные положения быстро превратятся в фикции, закрепленные лишь на бумаге.

Институциональные гарантии позволяют человеку иметь реальные возможности защитить и восстановить свои нарушенные права и тем самым обеспечить реализацию формально-юридических гарантий.

Институциональными гарантиями выступают как различные государственные органы и общественные организации, в которые гражданин может обратиться за защитой своего права на образование, так и процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту права на образование (процедуры административной жалобы, судебные процедуры и т. д.).

К числу таких органов и организаций относятся органы государственного контроля и надзора (органы прокуратуры, адвокатура, уполномоченные по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации и т. д.), органы исполнительной власти (органы опеки и попечительства, полиции, юстиции и т. д.), общероссийские, региональные и местные общественные организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (Всероссийский студенческий союз, Российский профсоюз студентов «Союз молодежи», конфедерация обществ защиты прав потребителей и т. д.).

Основной институциональной гарантией права на образование является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенного права относится к личным неотъемлемым правам и сопровождается рядом процессуальных гарантий (право на получение квалифицированной юридической помощи, право на пересмотр судебного решения, запрет обратной силы закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений, гарантии прав потерпевших и т. д.).

Судебный порядок — это общий порядок защиты нарушенного права на образование; он представляет собой альтернативу использованию специального порядка защиты нарушенного права, которым применительно к праву на образование выступает административный порядок защиты. При этом право выбора порядка защиты нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу — участнику образовательного правоотношения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Российские граждане имеют установленную Конституцией РФ (ст. 46) возможность обращаться за защитой своих прав также в межгосударственные органы (например, в Европейский суд по правам человека). Основаниями для такого обращения являются наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Еще по теме:

  • Адвокат данилов дмитрий Данилов Дмитрий Васильевич Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые уведомления Только важные Показываются только уведомления о новых публикациях, днях рождения и прочие […]
  • Права на машину в харькове цена Водительские права в Харькове Сколько стоит сделать права? В процессе обучения в автошколах большая часть опасается сдачи экзаменов, поскольку права на ошибку практически нет. Одни начинают панически зазубривать материал, который излагается во время занятий, особенно если они проходят […]
  • Ук рф ст 139 ч1 Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища 1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо […]
  • Возврат ндфл из ифнс Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в инспекцию декларацию с необходимыми […]
  • Неосновательное обогащение расчет Неосновательное обогащение расчет Новая редакция (с 01.08.2016) Статья 317.1. Проценты по денежному обязательству (введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) 1. В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму […]
  • П 1 ст 1155 гк рф Ст. 1155 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 1155. Принятие наследства по истечении установленного срока. 19 октября 2017 21 сентября 2012 25 февраля 2009 Обсуждение статьи Вопросы по статье подали в суд на принятие наследства после смерти матери (по приобретательной давности т к сделка не […]
  • Лицензия на продажу пива в 2018 году цена Правила продажи пива для ИП в 2018 году Реализация пивной продукции всегда считалась прибыльным направлением бизнеса и это прекрасно знают многие отечественные предприниматели. Это и неудивительно: хороший спрос, не слишком большие денежные вложения — давали возможность бизнесмену […]
  • Возмещение работнику расходов на повышение квалификации Вычтут ли расходы за повышение квалификации медработника при увольнении? Здравствуйте!Я медработник.Прошла курсы усовершенствования,повышения квалификации,как положено 1 раз в 5 лет, но с работадателем был составлен ученический договор,согласно которому в случае досрочного прекращения […]