Опубликовано

Как платит ндс бюджетное учреждение

Учет НДС в бюджетной организации

Эти организации в обязательном порядке должны быть поставлены на учёт в налоговую инспекцию. Но есть такие моменты которые освобождают организации вести уплату налогов. Это связано с тем что если: сумма вырученных денежных средств за три месяца не составила 2 000 000 рублей.

При этом налоги не платят в том случае если акцизные товары остались не распроданы опять таки в течение трех месяцев.

От уплаты НЕ освобождаются товары которые были ввезены через границу на территорию Российской Федерации.

Организации которые подпадают под статью освобождающую от уплаты налогов должны предоставить в соответствующие органы бумаги подтверждающие эти права.

Как правило, к таким документам относят: уведомления особой утверждённой формы.

Либо предъявить выписку из баланса бухгалтерии.

В этих документах должны быть прописаны сведения которые говорят о выручке бюджетной организации и её задолженности, а так же это выписка из книги продаж, журнал с ведением счёт фактуры.

Для организаций имеющих право на освобождение от уплаты налогов не могут самостоятельно отказаться от этого права в течении одного года.

Операции которые признаются объектом для НДС.

Это может быть как продажа каких либо товаров и услуг так и передача какого либо имущества и их права.

Под правами нужно понимать права владения и пользования аренды.

Существуют так же ещё и обязательные права это права на возмещение какого либо вреда в отношении имущества и произведения, а так же какие-то изобретения.

При безвозмездной передаче прав собственности это будет считаться оказанием услуг и так же будет подлежать обложению налогом. Как и то что будет являться выполнением строительных или монтажных работ.

Объектами для налогообложения не будут признаны операции связанные с реализацией товара к коим относится: обмен денежных знаков, не считая нумизматики.

Не будет облагаться налогом и передача средств нематериального характера какой-либо организации или её представительству если была осуществлена реорганизация этого предприятия.

Передача каких либо средств в некоммерческие организации на осуществление их деятельности которая не должна быть связана с коммерческой

При изъятии имущества либо его конфискации. При вступлении в наследование имуществом или кладом, животным, каких либо находок.

Учет призов в бюджетном учреждении
Учет призов в бюджетном учреждении происходит по определенному законодательными нормами типу. Для образовательных учреждений предусмотрено разрешение привлекать финансы на.

Учет основных средств бюджетного учреждения
Под понятием основных средства понимают, как правило, материальные ценности они же объекты, которые могут быть задействованы в процессе самой работы предприятия, а также для.

Учет посуды в бюджетном учреждении
Бюджетный учет должен вестись относительно материальных запасов госучреждения каждые двенадцать месяцев, причем их реальная цена не имеет значения, также к матзапасам относится и.

Учет принятых бюджетных обязательств
Бюджетные обязательства, как и любые другие услуги, финансы или труд должны быть учтены. Получатели финансовых вливаний из бюджета, а также органы, которые отвечают за наполнение.

Как платит ндс бюджетное учреждение

НДС — ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается налогоплательщиком НДС. Причем учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей природе являются некоммерческими организациями, ведущими деятельность в социально-значимых сферах, где государством традиционно представляется большое количество льгот, в том числе по НДС. В условиях одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, освобождаемых от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций.
Об особенностях отражения налога на добавленную стоимость на счетах бюджетного учета и раздельном учете по НДС и пойдет речь в настоящем материале.

Как Вы знаете, государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, сегодня представлены тремя типами учреждений — казенными, бюджетными и автономными, что следует из пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность бюджетных учреждений, о которых мы будет говорить в статье, регулируется гражданским правом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В силу статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством Российской Федерации, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.
То есть основную деятельность, предметы и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения, бюджетное учреждение ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не берет. В то же время бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. При этом оказание платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него предоставляется бюджетным учреждением на одинаковых условиях всем лицам без исключения. Порядок определения указанной платы в общем случае устанавливается учредителем бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Таким образом, можно отметить, что бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

ВОЗМЕЩЕНИЕ И УПЛАТА НДС БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Налоговое законодательство не содержит положений об освобождении бюджетных организаций от уплаты НДС, оно освобождает от обложения данным налогом только отдельные товары и операции (ст. ст. 146, 149, 150), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Знание основ обложения НДС, в частности вопросов его возмещения, — залог правильного отражения операций в бюджетном учете.

Учет НДС при формировании первоначальной стоимости

нефинансовых активов

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов бюджетных учреждений.

1. Суммы НДС учитываются в первоначальной стоимости нефинансовых активов. По правилам бюджетного учета нефинансовые активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (п. 11 Инструкции N 148н ). Это правило относится к учету нефинансовых активов, приобретенных или созданных за счет бюджетного финансирования, а также к учету работ, услуг, полученных в рамках бюджетной деятельности.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Пример 1. Бюджетному учреждению здравоохранения поставщиком перевязочных материалов предъявлен счет-фактура на сумму 34 000 руб., в том числе НДС — 5185 руб. Материальные запасы приобретаются за счет бюджетных средств.

В бюджетном учете будут сделаны следующие проводки:

Получены перевязочные материалы

Оплачены перевязочные материалы

2. Суммы НДС подлежат возмещению и не включаются в первоначальную стоимость нефинансовых активов (работ, услуг). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками товаров (работ, услуг), относятся на счет 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». В дальнейшем учтенные на данном счете суммы принимаются к вычету. Это правило распространяется на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Применение налогового вычета означает уменьшение суммы налога, начисленной учреждением к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным (п. 2 ст. 171 НК РФ):

— для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;

Существуют также определенные правила (условия) применения налоговых вычетов, о них будет сказано ниже.

В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются проводкой:

Дебет счета 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Кредит счетов 2 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим счетам аналитического учета).

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, отражается проводкой:

Дебет счета 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счета 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Пример 2. Учреждение здравоохранения приобрело томограф за счет внебюджетных средств, который предполагается использовать в деятельности, облагаемой НДС. Стоимость томографа — 448 400 руб., в том числе НДС — 68 400 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет)
со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Поставлен к вычету НДС

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками) нефинансовых активов, работ, услуг, учитываются в их стоимости. В бюджетном учете операции по их приобретению отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 — приносящая доход деятельность, а оплата товаров (работ, услуг) отражается на счете 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

3. Суммы НДС учитываются в стоимости нефинансовых активов, работ, услуг пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Другими словами, если нефинансовые активы, работы, услуги приобретаются для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально выручке (доходу) от реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки за налоговый период.

Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Обратите внимание! Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Рассчитаем сумму НДС, предъявленную продавцом томографа, которую надо будет принять к вычету. Она составит 60% от всей предъявленной суммы НДС, или 41 040 руб. (68 400 x 60%). Указанную сумму надо выделить на счет 2 210 01 000, а оставшуюся (27 360 руб.) учесть в первоначальной стоимости томографа. В нашем случае первоначальная стоимость томографа составит 407 360 руб. (380 000 + 27 360).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Выделен НДС (налоговый вычет)
со стоимости томографа

Принят к учету томограф

Принят к вычету НДС

Условия применения налоговых вычетов

Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следующее условие (не менее важное) — это использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг) иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым законодательством не предусмотрена корректировка сумм налоговых вычетов по НДС на возникающие у покупателя суммовые разницы. Все вышеуказанные условия обозначены ст. 172 НК РФ.

Есть мнение налоговых и финансовых органов, что вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществляются налогооблагаемые операции (Письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829). Так финансовое ведомство трактует п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором говорится, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Поскольку на основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, то, не имея налоговой базы, нельзя применять налоговые вычеты.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. По мнению судей, нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги) (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А41/15377-09).

Налоговый кодекс предоставляет плательщику возможность возмещения сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного налога за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом Минфин России рекомендует трехлетний срок исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по налогу и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы. Условием возмещения указанных выше сумм является наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг) (Письмо N 03-07-11/79).

Возмещение НДС с полученных авансов

По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 г. налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж. После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

— порядковый номер и дата выписки;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— номер платежно-расчетного документа;

— наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

— сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33).

Пример 4. В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

Уплата НДС: особенности у бюджетных учреждений

Статьи по теме

Существует множество ситуаций, когда у бюджетного учреждения возникают обязательства по уплате НДС. Главное в этом случае — правильно определить налоговую базу. Подготовлено при участии специалистов Департамента косвенных налогов МНС России

Прежде вспомним, что такое бюджетное учреждение. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н (далее — Инструкция № 107н), это государственное или муниципальное учреждение, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера и финансируемое полностью или частично из соответствующих бюджетов.

Статьей 143 НК РФ к числу плательщиков НДС отнесены, в частности, организации. В пункте 2 статьи 11 Кодекса приведено понятие организаций, к которым, в том числе, относятся бюджетные учреждения. Осуществляют они производственную либо иную коммерческую деятельность или нет, значения не имеет. Следовательно, если у организации, в том числе у бюджетного учреждения, возник объект обложения НДС, она должна исчислить и уплатить этот налог в бюджет. За исключением случаев, когда учреждение не должно платить НДС по основаниям, установленным в главе 21 Кодекса (например, в соответствии со статьями 145 и 149). Однако эти случаи рассматриваться в статье не будут.

Итак, объектом обложения НДС согласно статье 146 НК РФ признаются:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

От объекта налогообложения зависит порядок начисления НДС и отражение соответствующих операций в бухучете. Рассмотрим отдельно каждый случай, кроме последнего из перечисленных 2 , когда бюджетное учреждение обязано уплатить налог.

Реализация товаров (работ, услуг)

Бюджетные учреждения, несмотря на некоммерческий характер своей деятельности, довольно часто реализуют товары (работы, услуги). Например, приобретенное для уставных целей имущество оказалось ненужным и потому продается. Или же научно-исследовательский центр реализовал заказчику произведенную им по новой технологии продукцию по договору купли-продажи. Как в подобных случаях учитывается реализация товаров и начисляется НДС?

Налоговая база по общему правилу определяется как стоимость реализуемых товаров с учетом акцизов, но без НДС и налога с продаж (п. 1 ст. 154 НК РФ). Причем их стоимость исчисляется исходя из цен, указанных сторонами сделки (ст. 40 НК РФ). Налог исчисляется и уплачивается в бюджет либо после отгрузки продукции, либо после оплаты отгруженной продукции покупателем. Все зависит от того, какую учетную политику в целях обложения НДС — «по отгрузке» или «по оплате» — выбрало бюджетное учреждение (п. 1 ст. 167).

Сначала в учете формируется задолженность покупателя. Независимо от того, предусмотрен в договоре конкретный срок оплаты или он определяется на момент востребования (выставления счета), задолженность отражается в доходах будущих периодов. Выставляя покупателю счет на оплату продукции, бухгалтер учреждения на сумму оплаты делает запись по дебету субсчета 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» и кредиту субсчета 401 «Доходы будущих периодов». Непосредственная отгрузка продукции покупателю оформляется записью в дебет субсчета 280 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги» с кредита субсчета 080 «Готовая продукция» по фактическим расходам (себестоимости). После того как покупатель оплатил продукцию, ее стоимость переводится из доходов будущего периода (субсчет 401) в доходы отчетного периода (субсчет 400). НДС в бухгалтерском учете начисляется также в момент оплаты.

Последнее касается только налогоплательщиков, учитывающих выручку «по оплате», скажете вы. И будете не правы. Бюджетные учреждения, применяющие учетную политику «по отгрузке», в бухгалтерском учете начисляют НДС также после оплаты отгруженной продукции. Таково требование Инструкции № 107н. И оно касается не только НДС, но и налогов, исчисляемых с доходов от предпринимательской деятельности. То есть бюджетным учреждениям в обязательном порядке предписано вести бухучет налогов «по оплате» 3 . Получается, что у учреждений, выбравших в целях исчисления НДС метод «по отгрузке» (или метод начисления по налогу на прибыль), фактический момент начисления и уплаты налога не совпадает с моментом начисления налога в бухучете.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, лучше утвердить в учетной политике для целей налогообложения метод «по оплате» (кассовый метод). Или предусмотреть, чтобы оплата товара производилась сразу же после отгрузки либо в одном с ней месяце (квартале). Иначе согласно Налоговому кодексу (как акту высшей юридической силы по сравнению с Инструкцией № 107н) учреждению придется перечислять налоги в периоде отгрузки, а отражать их в бухгалтерском учете только после оплаты.

Названные требования Инструкции № 107н относятся только к налогам с доходов от предпринимательской деятельности. В связи с этим необходимо выяснить, какую деятельность бюджетное учреждение должно считать таковой. В инструкции это понятие не раскрывается. А вот в Гражданском кодексе под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В большинстве случаев бюджетные учреждения должны сами определиться, какая же осуществляемая ими деятельность является предпринимательской. Однако есть нормативные акты, в которых прямо предусмотрены виды деятельности бюджетных учреждений, признаваемые или не признаваемые предпринимательскими. В частности, такие перечни приведены в статье 47 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» и в статье 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 № 3612-1.

Конструкторско-технологический институт вычислительной техники выбрал учетную политику в целях обложения НДС «по оплате». В августе 2003 года он произвел для реализации заказчику систему коммерческого учета природного газа. Себестоимость продукции — 50 000 руб. Заказчику выставлен счет на 96 000 руб. (в том числе НДС — 16 000 руб.). Продукция передана ему в том же месяце, а оплачена — в следующем.

В бухгалтерском учете института эти операции нужно отразить следующим образом:

дебет 153 кредит 401
— 96 000 руб. — предъявлен счет заказчику на стоимость продукции по цене реализации с ндс;

дебет 280 кредит 080
— 50 000 руб. — продукция передана заказчику;

дебет 111 кредит 153
— 96 000 руб. — поступила оплата от заказчика;

дебет 400 кредит 280
— 50 000 руб. — фактические расходы (себестоимость) списаны на доходы отчетного периода (запись производится одновременно с поступлением оплаты);

дебет 401 кредит 173
— 16 000 руб. — начислен ндс к уплате в бюджет;

дебет 401 кредит 400
— 80 000 руб. — доходы будущих периодов переведены в доходы отчетного периода.

Аналогично учитывается выполнение работ и оказание услуг, приносящих доход.

Зачастую бюджетные учреждения реализуют имущество, приобретенное за счет средств бюджета или полученное безвозмездно. В этом случае порядок определения налоговой базы по НДС иной. Это объясняется тем, что указанное имущество учитывается по стоимости с учетом НДС, уплаченного поставщику (п. 45 Инструкции № 107н). При реализации такого имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов, но без налога с продаж и стоимостью этого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Институт горного дела (учетная политика «по оплате») за счет средств бюджета в 2003 году приобрел электротележку стоимостью 179 280 руб. (в том числе НДС — 29 880 руб.). Она учитывалась как основное средство по стоимости приобретения (первоначальной стоимости). В том же году электротележка была признана неиспользуемым имуществом и реализована по договору купли-продажи по цене 184 000 руб.

Налоговая база по НДС составила 4720 руб. (184 000 руб. — 179 280 руб.), а сумма НДС — 944 руб. (4720 руб. ? 20%). Покупателю был выставлен счет на сумму 184 944 руб.

В бухгалтерском учете операции по реализации электротележки должны быть отражены следующим образом:

дебет 250-1 кредит 015-1
— 179 280 руб. — списана стоимость тележки;

дебет 110 кредит 178-1
— 184 944 руб. — поступила оплата от покупателя;

дебет 178-1 кредит 270-1
— 179 280 руб. — стоимость тележки переведена в средства на содержание учреждения;

дебет 178-1 кредит 173
— 944 руб. — начислен ндс к уплате в бюджет;

дебет 178-1 кредит 400-1
— 4720 руб. — начислен доход от продажи.

Обратите внимание: в пункте 2 статьи 256 Кодекса предусмотрено, что амортизация не начисляется, в частности, в отношении следующих видов амортизируемого имущества:

  1. имущества бюджетных учреждений, за исключением приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
  2. имущества некоммерческих организаций, полученного в качестве целевых поступлений или приобретенного за счет средств целевых поступлений и используемого для осуществления некоммерческой деятельности;
  3. имущества, приобретенного (созданного) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, за исключением имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации.

Однако в Инструкции № 107н в отношении основных средств предусмотрено начисление износа. Принципиальное отличие начисления износа от начисления амортизации в том, что при начислении износа первоначальная стоимость не уменьшается на сумму износа, отражаемую на субсчете 020 «Износ основных средств». Сумма износа определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года приобретены основные средства) в соответствии с установленными нормами.

Именно поэтому в предыдущем примере договорная цена реализуемой электротележки была уменьшена на ее первоначальную, а не остаточную стоимость. Ведь такой категории, как «остаточная стоимость», Инструкция № 107н не предусматривает. Если бы тележка, приобретенная по условиям примера в 2003 году, была продана в 2004-м, ее первоначальная стоимость не изменилась бы, а сумму износа, начисленную за 2003 год, не следовало бы вычитать из первоначальной стоимости. Тем самым сумма НДС в случае продажи тележки в следующем году не изменилась бы.

Следует напомнить, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) может увеличиваться на суммы, указанные в статье 162 НК РФ. Например, на суммы штрафов и пеней, которые выплатил покупатель, за просрочку платежа по договору купли-продажи.

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг)

Безвозмездная передача является разновидностью реализации товаров (работ, услуг). В этом случае налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном в статье 40 НК РФ, с учетом акцизов, но без НДС и налога с продаж. Об этом гласит пункт 2 статьи 154 НК РФ. То есть в расчет принимается, например, цена реализуемого имущества, определенная налогоплательщиком. Пока не доказано обратное, считается, что она соответствует уровню рыночных цен. Аналогичный порядок применяется, когда товары (работы, услуги) реализуются по товарообменным (бартерным операциям), а также когда право собственности на предмет залога передается залогодержателю или когда оплата труда производится в натуральной форме.

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется в день отгрузки (передачи) товара, выполнения работ, оказания услуг (п. 6 ст. 167 Кодекса).

В пункте 47 Инструкции № 107н предусмотрено, что основные средства, переданные бюджетными учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем. При безвозмездной передаче основных средств дебетуются субсчета 020 «Износ основных средств» (на сумму износа) и 250 «Фонд в основных средствах» и кредитуются соответствующие субсчета счета 01.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета передаваемые безвозмездно основные средства должны учитываться по рыночной стоимости, а для целей исчисления НДС — по стоимости, указанной налогоплательщиком, которая считается рыночной, пока не доказано обратное.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Как мы уже говорили, передача товаров, выполнение работ или оказание услуг для собственных нужд также относятся к объектам обложения НДС. Однако это касается только переданных товаров (работ, услуг), расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль. К ним, в частности, относятся товары (работы, услуги), расходы по приобретению (производству) которых не уменьшают налогооблагаемую прибыль обслуживающих производств и хозяйств учреждения.

К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся:

  • подсобное хозяйство;
  • объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и др.);
  • объекты социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты и т. д.);
  • учебно-курсовые комбинаты;
  • иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Указанный перечень приведен в статье 275 1 НК РФ и является открытым.

Расходы, произведенные учреждением, учитываются при исчислении налога на прибыль, если направлены на получение дохода (ст. 252 Кодекса). Таким образом, если обслуживающие производства и хозяйства не ведут деятельность, направленную на получение дохода, передача производимых ими товаров (работ, услуг) для нужд бюджетного учреждения будет облагаться НДС.

Налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде. Об этом сказано в пункте 1 статьи 159 НК РФ.

Понятие идентичных и однородных товаров приведено в пунктах 6 и 7 статьи 40. Идентичными считаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Определяя их идентичность, нужно учитывать физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя. Незначительные различия во внешнем виде товаров принимать во внимание не нужно. Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитывается их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке и страна происхождения.

Однако налогоплательщик мог и не реализовать в предыдущем налоговом периоде идентичные или однородные товары (аналогичные работы, услуги). Тогда налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом акцизов, но без НДС и налога с продаж.

При воинской части имеется подсобное хозяйство — свиноферма. В сентябре 2003 года хозяйство произвело и направило на нужды части 300 кг мяса плановой стоимостью 25 руб. за 1 кг и на общую сумму 7500 руб. Рыночная стоимость мяса — 80 руб. (без НДС и налога с продаж).

Таким образом, сумма НДС составит 4800 руб. (80 руб. ? 300 кг ? 20%).

В бухгалтерском учете данную операцию нужно отразить следующим образом:

дебет 061 кредит 080
— 7500 руб. — списана плановая стоимость мяса в продукты питания;

дебет 220 кредит 173
— 4800 руб. — начислен ндс по продукции, переданной для собственных нужд военной части.

Строительство хозяйственным способом

Бюджетные учреждения могут выполнять строительно-монтажные работы для собственного потребления. Соответствующие расходы могут покрываться за счет бюджетных средств либо за счет собственных средств учреждения. Однако объект обложения НДС возникает независимо от данного факта. При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Датой выполнения указанных работ считается день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством (п. 10 ст. 167).

Для бухгалтерского учета имеет значение, выполнены строительно-монтажные работы за счет средств бюджета или с привлечением собственных средств. В первом случае на суммы произведенных расходов дебетуется субсчет 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» и кредитуются соответствующие счета денежных средств, расчетов, строительных материалов и оборудования к установке, расчетов с поставщиками и подрядчиками. Оприходование построенных таким образом основных средств производится записью в кредит субсчета 250 «Фонд в основных средствах» и дебет соответствующих субсчетов счета 01. Расходы по законченным и сданным в эксплуатацию объектам списываются в дебет субсчета 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство» согласно актам приемки.

Если же при строительстве также использовались собственные средства учреждения, дополнительно к сказанному делается запись суммы соответствующих расходов в кредит субсчета 224 «Расходы на капитальное строительство за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы» и дебет субсчета 241 «Средства на содержание и развитие материально-технической базы».

Списание оборудования и строительных материалов, израсходованных при строительстве хозспособом, производится из кредита субсчетов 040 «Оборудование к установке» и 041 «Строительные материалы для капитального строительства» в дебет субсчетов 203 и 224.

В сентябре 2003 года бюджетное учреждение построило хозяйственным способом для собственных нужд бассейн. За счет средств бюджета были осуществлены следующие расходы:

  • 30 000 руб. (в том числе НДС — 5000 руб.) — на приобретение оборудования для подогрева воды;
  • 120 000 руб. (в том числе НДС — 20 000 руб.) — на покупку строительных материалов;
  • 100 000 руб. — на выплату заработной платы работникам, задействованным в строительстве;
  • 35 800 руб. — на уплату взносов в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, часть материалов на сумму 60 000 руб. (в том числе НДС — 10 000 руб.) была приобретена за счет собственных средств учреждения.

В октябре того же года бассейн был принят на учет.

В бухгалтерском учете указанная операция отражается так:

дебет 203 кредит 040
— 30 000 руб. — списана на расходы стоимость оборудования для подогрева воды, приобретенного за счет бюджетных средств;

дебет 203 кредит 041
— 120 000 руб. — списана на расходы стоимость строительных материалов, приобретенных за счет бюджетных средств;

дебет 224 кредит 041
— 60 000 руб. — списана на расходы стоимость строительных материалов, приобретенных за счет собственных средств;

дебет 203 кредит 180
— 100 000 руб. — начислена заработная плата работникам, задействованным в строительстве;

дебет 203 кредит 193, 194 и др.
— 35 800 руб. — начислены взносы в государственные внебюджетные фонды;

дебет 011 кредит 250
— 345 800 руб. (30 000 руб. + 120 000 руб. + 60 000 руб. + 100 000 руб. + 35 800 руб.) — бассейн принят в эксплуатацию;

дебет 143 кредит 203
— 285 800 руб. (30 000 руб. + 120 000 руб. + 100 000 руб. + 35 800 руб.) — списаны расходы по принятому в эксплуатацию бассейну согласно акту приемки по бюджетным средствам;

дебет 241 кредит 224
— 60 000 руб. — списаны расходы по принятому в эксплуатацию бассейну согласно акту приемки по собственным средствам;

дебет 200 кредит 173
— 57 160 руб. (285 800 руб. ? 20%) — начислен ндс со стоимости бассейна по бюджетным средствам;

дебет 410 кредит 173
— 12 000 руб. (60 000 руб. ? 20%) — начислен ндс со стоимости бассейна по собственным средствам учреждения.

Построенный хозяйственным способом объект может использоваться в некоммерческой деятельности учреждения либо в других операциях, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения). Тогда уплаченные поставщикам суммы налога по приобретенным строительным материалам и оборудованию будут учтены в стоимости возведенного объекта. НДС, уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Кодекса, также не будет принят к вычету. Именно так и произошло в приведенном примере.

Если выстроенный объект предназначен только для использования в облагаемой НДС деятельности, суммы налога, уплаченные поставщикам, и суммы налога, уплаченные в бюджет, принимаются к вычету.

Но иногда указанный объект используется в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Тогда часть «входного» НДС принимается к вычету, а остальная часть учитывается в стоимости построенного объекта пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых налогом (не подлежащих налогообложению), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Об этом гласит пункт 4 статьи 170 НК РФ. В аналогичном порядке можно принять к вычету НДС, уплаченный со стоимости выполненных работ в бюджет.

Одно из условий соблюдения такой пропорции — раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. В противном случае указанная сумма НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включается.

Еще по теме:

  • Выплаты на ребёнка до 3 лет 2014 Детское пособие на детей до 3-х лет: документы, размер, как получить? Детское пособие до 3 лет является одним из видов компенсационных выплат. Назначается при соблюдении установленного законодательством порядка и при предоставлении соответствующих документов. Детское пособие до 3-х лет: […]
  • Сколько госпошлина на развод в 2018 году через суд Сколько стоит развестись в 2018 году – госпошлина за развод через ЗАГС и суд Число бракоразводных процессов увеличивается с каждым годом. Частично это обусловлено относительно простой процедурой официального разрыва отношений. На первом этапе практически никто не считает, сколько стоит […]
  • Зарегистрировать квартиру по договору долевого участия Оформление права собственности по ДДУ (ФЗ-214) Стоимость услуги от 10 000 руб. Звоните нам по: +7 (495) 920-36-93, +7 (916) 032-86-89, +7 (916) 122-09-10 мы прокомментируем Вашу ситуацию и уточним стоимость услуги, или оставьте онлайн заявку. Оформление права собственности на […]
  • Как заполнить декларацию по новой форме Декларация по ЕНВД за 2 квартал 2018 года: новый бланк и образец заполнения Декларация по ЕНВД за 2 квартал 2018 года — отчет, оформлением которого скоро предстоит заняться компаниям и ИП, работающим на вмененке. Мы рассмотрим, как ее заполнить, а также посвятим часть нашего материала […]
  • Свежие вакансии юрист омск Свежие вакансии юрист омск Омские квартиры • Омск Юрист Кормаченко Максим Дмитриевич • Омск Юрист Гросс/год: 50 000 руб. Юрист Юрист "Управляющая компания "Рутас" • Омск Юрист Юрист Юрист Юрист Кормаченко Максим Дмитриевич • Омск Юрист "Новое Ипотечное Корпоративное Агентство" • […]
  • Как в днр продать машину Легковые автомобили Chevrolet Модели Chevrolet 600 000 руб. | 8 624 | 7 440 2011 г. | Бензин | Механическая | Передний привод | Хэтчбек 5 дверей | пробег 39 000 км. Добавлено: 30.07.2018 21:32 640 000 руб. | 9 199 | 7 936 2011 г. | Бензин | Механическая | Передний привод | Хэтчбек 5 […]
  • Купить земельный участок в симферополе под застройку дома Купить земельный участок в Симферополе - 106 объявлений Сегодня 11:49 | Купить земельный участок небольшой площади в Симферополе Продается земельный участок с недостроем в черте города, Киевский р-н. Площадь участка 4 сотки.ИЖС,госакт.Все коммуникации.Есть колодец.Участок ровный.Рядом […]
  • Дам деньги в долг под расписку в караганде Выдаём деньги под расписку Мы выдаём безналоговый кредит,не требуется предоплаты и комиссии,мы частная оргонизация,поэтому проценты достаточно высокие,зависит от запрашиваемой суммы и срока. До 500 000 тг,максимально на 12 месяцев,не проверяем КИ,определенный пакет документов,гарантируем […]