Опубликовано

Гпк рф подсудность земельных споров

Земельное Право

Разнообразие земельных правоотношений связано прежде всего со статусом земельных участков, порядком распоряжения ими, неразрешенностью вопроса о разграничении государственной собственности на землю. Как важнейший природный ресурс земля всегда остается одним из наиболее ценных объектов гражданского оборота, кроме того, это объект с особым правовым статусом. Динамично развивающееся и зачастую противоречивое законодательство в данной сфере вызывает к жизни множество споров, связанных как с оборотом земель, так и с различными вопросами административного характера.

Статья 64 Земельного кодекса РФ указывает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке; до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Земельные споры возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

Сторонами в земельном споре являются:

— исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо, с другой стороны, при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа;

— граждане и юридические лица по спорам между собой — в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства как споры о праве гражданском. В качестве ответчика выступает администрация государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом распоряжения землей в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РФ, во втором случае

— лицо, нарушившее земельные права потерпевшей стороны.

Из анализа норм ЗК РФ можно сделать вывод, что в судах подлежат рассмотрению, в частности, следующие иски и споры о праве на землю:

— в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам из государственного и муниципального земельного фонда (ст.ст. 15, 36);

— в связи с отказом в переоформлении постоянного (бессрочного) пользования землей на право собственности или в аренду (п. 5 ст. 20 ЗК РФ, п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

— в связи с отказом в переоформлении пожизненного наследуемого владения земельным участком в собственность (п. 3 ст. 21);

— в связи с изъятием или отказом в предоставлении служебного земельного надела (ст. 24);

— спор о земельном участке при переходе права собственности на недвижимость (ст. 35);

— спор о земельном участке при продаже его с торгов (аукциона, конкурса) и признании права на землю (ст. 38);

— иск о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение трех лет (ст. 39);

— споры о признании прав на земельные участки при принудительном прекращении прав на землю по основаниям, предусмотренным ст.ст. 44-48, 51, 54 ЗК РФ, ст.ст. 284-286 ГК РФ;

— спор по иску исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.ст. 49, 55 ЗК РФ, ст.ст. 279-283 ГК РФ).

Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, — купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др. Следует иметь в виду, что, помимо ЗК РФ и ГК РФ, названные виды земельного оборота регулируются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При определении подсудности споров, связанных с земельными правоотношениями, следует учитывать правила родовой подсудности. В соответствии со ст. 23 ГПК дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления, дела об определении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье.

Территориальная подсудность земельных споров в большинстве случаев является исключительной и определяется по правилам ст. 30 ГПК РФ — иски о правах на земельные участки подсудны суду по месту нахождения земельного участка.

Остальные требования подсудны судам по общему правилу, закрепленному в ст. 28 ГПК РФ, — по месту жительства ответчика, а требования к организации — по месту нахождения организации.

Исковые заявления оплачиваются государственной пошлиной. Требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об определении порядка пользования земельным участком оплачиваются государственной пошлиной как требования неимущественного характера.

Как уже было сказано, ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда. Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указывается время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде, по заявлению заинтересованной в этом стороны.

Гпк рф подсудность земельных споров

Рассмотрение земельных споров

1. ЗК 1991г. (ст.120, 122) предусматривал, что земельные споры рассматриваются в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд до введения в действие Кодекса было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или ее уполномоченным органом.

Норма, сформулированная в п.1 ст.64 Кодекса, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. При этом следует полагать, что использованное в комментируемой статье неправовое понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных правоотношений. Содержание этих правоотношений определено в ст.3 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). Многие земельные споры разрешаются в порядке искового производства [246] .

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в ст.122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.1 и 2 ст.22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст.27-32 АПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст.31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.30 АПК РФ дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст.33 АПК РФ.

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность, т.е. относимость определенного гражданского дела к ведению конкретного суда (общей юрисдикции или арбитражного суда), управомоченного рассмотреть его по первой инстанции и принять по нему решение (разрешить дело по существу). В настоящее время подсудность споров определяется статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ [247] .

2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде прежде была предусмотрена ст.123 ЗК 1991г. Согласно п.2 комментируемой статьи передача земельного спора на рассмотрение третейского суда возможна только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела.

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением международного коммерческого арбитража, в настоящее время регулирует ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» [248] .

Третейский суд — это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст.2 указанного Федерального закона третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Такие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо: приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Данное соглашение не может противоречить положениям п.1, 2, 4 и 5 ст.8, п.1 ст.9, ст.11, п.1 и 2 ст.13, ст.14 ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации». Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения ст.8-14 указанного Федерального закона.

Согласно ст.5 ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ФЗ от 24.07.2002г. «О третейских судах в Российской Федерации» регламентирует также состав третейского суда (ст.8-14), расходы, связанные с разрешением спора (ст.15-16), порядок третейского разбирательства (ст.17-30), а также устанавливает правила: принятия решения третейского суда (ст.31-39), оспаривания такого решения (ст.40-43) и его исполнения (ст.44-46).

uristinfo.net

Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение а третейский суд.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказа­тельства, подтверждающие выполнение обязательного досу­дебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.

Применительно к земельным спорам досудебная (пре­тензионная) стадия установлена в следующих случаях:

  • рассмотрение встречных требований к границам прива­тизируемых садовых, огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подго­товке материалов для приватизации, включая формиро­вание предложений об урегулировании спора (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени­ях граждан»);
  • рассмотрение споров между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образова­ниями о разграничении государственной собственности на землю (ст. 7 Федерального закона от 17.07.02 г. «О раз­граничении государственной собственности на землю»).
  • рассмотрение споров о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собствен­ности с использованием согласительных процедур, по­рядок проведения которых устанавливается Правитель­ством РФ (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.02 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
  • рассмотрение спора, переданного в третейский суд по со­глашению сторон (ст. 5 Федерального закона от 24.07.02 г.«О третейских судах в Российской Федерации»).

Последствием несоблюдения отмеченной досудебной про­цедуры является возвращение искового заявления судом с указа­нием причин данного решения. Это обстоятельство не препятст­вует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом бу­дет устранено допущенное процессуальное нарушение.

В отличие от ранее названных категорий дел, админист­ративное рассмотрение споров не является необходимой ста­дией, предшествующей обращению в суд. Применение реко­мендаций, выработанных для разрешения спора администра­тивными органами, остается на усмотрение сторон.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами об­щей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подве­домственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопро­изводства рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущест­ва (в том числе и земельные участки) независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установ­ленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, включая порядок пользования земельными участками, находящимися в общей собственности; федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

В остальных случаях гражданские дела, подведомствен­ные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсуд­ных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автоном­ного округа, а также Верховному Суду РФ.

По общему правилу определения территориальной под­судности, иск предъявляется в суд по месту жительства ответ­чика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахож­дения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объ­екты, леса, многолетние насаждения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объек­тов или арестованного имущества.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, воз­никших у судов при применении законодательства о земель­ной реформе». Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земель­ными отношениями, одной из сторон которых являются гра­ждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в т.ч. ведущих крестьянское (фермерское) хо­зяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам ука­занных лиц на решения местной администрации по земель­ным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

  • требования о признании неправомерным отказа мест­ной администрации в предоставлении земельного уча­стка, в том числе для ведения крестьянского (фермер­ского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйст­ва, строительства индивидуального жилого дома, садо­водства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
  • требования о признании неправомерным прекращения права пользования или аренды земельными участками;
  • требования о возмещении убытков, причиненных изъя­тием, выкупом или временным занятием земельных уча­стков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью пред­приятий, учреждений и граждан;
  • требования о возмещении убытков, причиненных в ре­зультате неправомерного занятия земельного участка,его загрязнения, порчи и других нарушений прав собст­венников земельных участков и землепользователей;
  • требования о возмещении убытков, понесенных собст­венником земли, землепользователем в связи с проведе­нием изыскательских работ;
  • жалобы на решения местной администрации о предос­тавлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собст­венника, землепользователя;
  • споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) зе­мельных участках, об устранении препятствий в пользо­вании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
  • споры между садоводческим товариществом и его чле­нами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по по­воду раздела земельного участка или определения по­рядка пользования этим участком.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономи­ческим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Участниками спорных правоотношений могут быть юридиче­ские лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного само­управления, иные организации и должностные лица, образо­вания, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассмат­риваются в первой инстанции арбитражными судами респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъекта­ми Российской Федерации.

Как и в гражданском судопроизводстве, по общему пра­вилу территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое не­движимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 64 (п. 2) Земельно­го кодекса РФ, до принятия дела к производству судом зе­мельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Спор может быть передан в третейский суд при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Правила третейского разбирательст­ва определяются согласно Федеральному закону «О третей­ских судах в Российской Федерации».

О подведомственности и подсудности споров о правах на земельные участки (Тоточенко Д.А.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность судов по рассмотрению споров о правах на земельные участки, является разграничение полномочий между ними, в соответствии с которым каждый суд должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других судебных органов.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Ранее, до января 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим Кодексом некоторые категории земельных споров в обязательном порядке рассматривались административными органами. Так, на основании ст. 115 ЗК РСФСР помимо судебных к органам, имеющим право разрешать земельные споры, относились Советы народных депутатов . Кроме того, обязательный досудебный порядок урегулирования некоторых земельных споров мог устанавливаться отдельными федеральными законами. К примеру, на основании ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с обязательным использованием согласительных процедур должны были рассматриваться споры о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собственности . В настоящее время административный (досудебный) порядок рассмотрения земельных споров законодательством не предусмотрен.
———————————
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. 30 мая.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета. 2002. N 137. 27 июля.

В зависимости от субъекта разрешения, споры о правах на земельные участки условно можно поделить на следующие группы:
— споры, рассматриваемые судами общей юрисдикции;
— споры, подведомственные арбитражным судам;
— споры, переданные сторонами на разрешение в третейский суд.
Изучение судебной практики показало, что при определении подведомственности споров о правах на земельный участок нередко возникают сложности при разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом имеют место случаи, когда суды ошибочно отказывают в принятии искового заявления в связи с неподведомственностью.
Основными критериями, определяющими подведомственность дел, в том числе и о правах на земельные участки, арбитражным судам, являются:
— характер спорного правоотношения;
— субъектный состав участников спора.
Субъектный состав спора является важным, но в настоящее время не основополагающим критерием разграничения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Общие правила о подведомственности дел арбитражным судам установлены в ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно, понятие «экономический спор» тесно связано с термином «предпринимательская деятельность», определение которой содержится в ст. 2 ГК РФ, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Соответственно, споры о правах на земельный участок с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами. Споры, в которых одной из сторон или с обеих сторон выступают органы исполнительной власти или публично-правовые образования, также рассматриваются арбитражным судом, если они связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, например, 15 октября 2013 г. Администрация муниципального округа Ленинградской области обратилась в Всеволожский городской суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Ленинградец» о признании права собственности на земельный участок и находящееся на нем здание детского сада.
Определением судьи Всеволожского городского суда от 21 октября 2013 г. истцу было отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, как неподведомственного суду общей юрисдикции.
Коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, своим Определением от 15 января 2014 г. отменяя Определение Всеволожского городского суда от 21 октября 2013 г., сослалась на то, что Администрация муниципального округа, предъявляя требование о признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенное на нем здание детского сада, осуществляет властно-публичное полномочие, предоставленное ей Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и не осуществляет тем самым деятельность, относящуюся к сфере экономической либо иной предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах данное дело не относится к подведомственности арбитражного суда, а подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по правилам подведомственности, предусмотренным ст. 22 ГПК РФ.
Большинство споров о правах на земельные участки, рассматриваемых судами общей юрисдикции, подсудны районным и городским судам. На сегодняшний день из указанной категории дел мировыми судьями могут быть рассмотрены лишь дела об определении порядка пользования земельным участком.
Как показывает судебная практика, к делам об определении порядка пользования земельным участком суды также относят дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
К примеру, собственник земельного участка Родионов обратился в Елецкий городской суд Липецкой области с иском к Симонову с требованием убрать самовольно возведенный забор и сарай с его земельного участка. Суд в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ возвратил исковое заявление в связи с неподсудностью.
Определением Липецкого областного суда от 28 апреля 2014 г. Определение Елецкого городского суда от 19 марта 2014 г. оставлено без изменения, а частная жалоба Родионова — без удовлетворения. При этом в своем Определении областной суд подчеркнул, что судья городского суда обоснованно исходил из того, что устранение препятствий в пользовании имуществом является одним из элементов определения порядка пользования, соответственно, дела с требованиями об устранении препятствий в пользовании имуществом также подсудны мировым судьям.
Ранее, до июля 2008 г., мировыми судьями также разрешались споры о разделе между супругами совместно нажитого имущества (в том числе и земельных участков) независимо от цены иска. В настоящее время согласно ст. 23 ГПК РФ ими могут быть рассмотрены дела о разделе имущества между супругами при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Учитывая стоимость земельных участков, указанное ограничение предопределяет подсудность дел указанной категории районным судам. Согласно ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Учитывая, что споры о правах на земельный участок являются разновидностью земельных споров, указанное положение в полной мере относится и к спорам о правах на земельный участок.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» могут образовываться как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. На основании ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда только при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения .
———————————
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. N 137. 27 июля.

Анализ п. 2 ст. 64 ЗК РФ и ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» позволил выявить противоречие, связанное с моментом передачи спора о правах на земельный участок на рассмотрение третейского суда.
Так, в п. 2 ст. 64 ЗК РФ говорится о возможности передачи сторонами спора на разрешение в третейский суд до принятия дела к производству судом, в то время как в п. 4 ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» речь идет о возможности заключения третейского соглашения в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, до принятия решения по спору компетентным судом.
На указанное противоречие в свое время обратила внимание Ю.Н. Федорова, рекомендовавшая в п. 2 ст. 64 ЗК РФ внести изменения, соответствующие ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». По ее мнению, внесение указанных изменений будет способствовать предоставлению сторонам более широких возможностей по передаче дела на рассмотрение третейского суда . В свою очередь, мы присоединяемся к мнению исследователя о необходимости внесения изменений в п. 2 ст. 64 ЗК РФ и считаем целесообразным изложить его в следующей редакции: «До принятия решения по земельному спору судом общей юрисдикции или арбитражным судом при наличии третейского соглашения земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд».
———————————
Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 203 с.

Полагаем, что внесение указанных изменений в п. 2 ст. 64 ЗК РФ положительно отразится на качестве и сроках рассмотрения земельных споров, а также будет способствовать снижению «загруженности» судов общей юрисдикции и арбитражных судов за счет увеличения количества дел, разрешаемых третейскими судами.
В настоящее время в юридической литературе все чаще приходится сталкиваться с предложениями о создании специализированных судов по разрешению земельных споров. Отдельные авторы считают необходимым, наряду с созданием специализированных земельных судов, формирование особого земельно-процессуального права .
———————————
Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 24; Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2002. С. 332.

В этой связи представляет интерес зарубежный опыт. Специализированные суды по разрешению земельных споров доказали свою эффективность в Великобритании, Германии, Дании, Кипре, Швейцарии, США, Турции и ряде других государств.
Так, в США основной объем земельных споров рассматривается судами общей юрисдикции (районные, окружные, апелляционные, высшие). В то же время в отдельных штатах созданы и успешно функционируют специальные судебные органы, призванные решать земельные споры.
К примеру, в Бостоне (штат Массачусетс) в 1898 г. был основан специализированный суд по разрешению земельных споров (Massachusetts Land Court). Первоначально он был создан исключительно для защиты земельных прав граждан, предусмотренных Законом «О регистрации земель», принятым в 1898 г., но постепенно его компетенция в сфере разрешения земельных споров была значительно расширена. На сегодняшний день земельный суд считается специализированным судом, назначением которого является разрешение земельных споров. Юрисдикция суда распространяется на весь штат.
Особенностью Массачусетского земельного суда является то, что помимо судей в этом органе работают еще инженеры, геодезисты, специалисты по недвижимости, судебный администратор, регистратор земель, ревизоры и ассистенты, помогающие суду более качественно и квалифицированно отправлять судопроизводство .
———————————
О специальных судах по разрешению земельных споров в США [Электронный ресурс]. URL: http://www.hay-book.ru/blog/o_specialnykh_sudakh_po_resheniju_zemelnykh_sporov_v_ssha/2014-12-03-133 (дата обращения: 05.01.2015).

В свою очередь, полагаем, что создание специализированных судов по разрешению земельных споров является оправданным и приведет к повышению качества рассмотрения споров, связанных с земельными отношениями.
В качестве аргументов в пользу создания специализированных земельных судов можно привести следующие.
Во-первых, земельные споры отличаются большей сложностью в сравнении с другими категориями, что предопределяет необходимость более высокой квалификации судей.
Так, по мнению А.Р. Емалтынова, земельные споры являются одной из сложнейших категорий судебных дел, учитывая значительный массив нормативного регулирования земельных отношений, а также особую правовую природу и ценность объекта спора — земли, которая как объект материального мира имеет двойственный характер: в одних отношениях она выступает как природный ресурс, составляющая часть природы, а в других — как один из объектов гражданских прав, имущество, за определенными изъятиями участвующих в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других вещных прав .
———————————
Емалтынов А.Р. Процессуальные особенности рассмотрения земельных споров: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 192 с.

На наш взгляд, сложность земельных споров можно объяснить:
— большим разнообразием земельных споров;
— недостаточной сформированностью судебной практики по земельным спорам вследствие коренных преобразований законодательства в результате земельной реформы;
— большим количеством нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, которые зачастую противоречат друг другу;
— земельный участок является особым объектом недвижимости, правовой режим которого регулируется как земельным, так и гражданским законодательством.
Во-вторых, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества земельных споров, что говорит в пользу создания дополнительных органов по рассмотрению споров данной категории. Так, по данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первой инстанции арбитражными судами Российской Федерации в 2012 г. было рассмотрено 46 987 земельных споров, а в 2013 г. — 54 400. Увеличение составило 15,8% .
———————————
Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в 2012 — 2013 гг. // Высший Арбитражный Суд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/6A5186F13476D4165EB471E30FE28547_3.pdf (дата обращения: 05.01.2015).

В-третьих, положительный зарубежный опыт создания и функционирования специализированных земельных судов также является весомым аргументом в пользу их создания в Российской Федерации.
В заключение хотелось бы отметить, что учет предложенных положений в законотворческой деятельности позволит повысить эффективность правового регулирования земельных отношений, а также будет способствовать более качественному рассмотрению земельных споров в судебных органах.

Литература

1. Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 24.
2. Емалтынов А.Р. Процессуальные особенности рассмотрения земельных споров: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 192 с.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2002. С. 332.
4. Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 203 с.

Еще по теме:

  • Заявление на паспорт старого образца для ребенка Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за границу. Наши специалисты не рекомендуют для детей до […]
  • Если работодатель не выплачивает алименты Работодатель не удерживает алименты Отдав на работу бывшему мужу решение о взыскании алиментов, выяснилось, что зарплату задерживают уже давно. Бухгалтер сказала, что ничего сделать не может. Но при этом работодатель дает деньги наличными бывшему мужу, якобы в счет зарплаты (тонкостей не […]
  • Коап рф 614 Решение Нижегородского областного суда от 08 июня 2016 г. по делу N 7-614/2016 Решение Нижегородского областного суда от 08 июня 2016 г. по делу N 7-614/2016 Судья Нижегородского областного суда Столбов Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе […]
  • Написать письмо дмитрия медведева президента Написать открытое письмо президенту ForPresident.ru — можете написать открытое письмо Дмитрий Анатольевич Медведев Здесь вы можете написать открытое письмо Председатель Правительства Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу Председатель Правительства Российской […]
  • Приговоры по ст 3141 ук рф Приговоры по ст 3141 ук рф В 2014 году Колышлейским районным судом Пензенской области рассмотрено 1 уголовн ое дел о о преступлени и , предусмотренн ом ст. 314 1 УК РФ. В 2015 году Колышлейским районным судом Пензенской области рассмотрено 3 уголовн ых дел а о преступлени ях , […]
  • Родительское собрание в 6 классе права и обязанности родителей Материал (5 класс) по теме: Родительское собрание "Права и обязанности родителей" Родительское собрание "Права и обязанности родителей" + информационный буклет Предварительный просмотр: Родительское собрание «Права и обязанности родителей» Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: […]
  • Переквалификация со ст 290 на ст 159 Дело № 11-О11-85 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва« 28 » сентября 2011 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Галиуллина З.Ф. судейМещерякова Д.А., Абрамова С.Н. при секретареЯдренцевой Л.В. рассмотрела в […]
  • Продам гараж в гск 17 Волгодонской Форум Гараж ГСК-17 DIFF666 26 Июн 2013 ГСК-17, 3-я улица, размер 6х4 подвал такой же. в отличном состоянии (потолок побелен, стены покрашены), пол бетонный, подвал отсыпан песком, имеется некоторая мебель (стол-верстак, шкафы, тумбочки) крыша полностью перекрыта в мае […]